Наверняка, каждый из нас помнит, как начинал совсем новое, для себя, дело. Недавно автору представилась возможность наблюдать это в чистом виде.
Один из знакомых, лет 45, продемонстрировал фотографии собственных картин, исполненных маслом по холсту. При этом он в жизни занимается настолько прозаическими вещами, что заподозрить в нем художника было решительно невозможно. Довольно неплохие натюрморты и пейзажи свидетельствовали о том, что живописью он занимается недавно. Оказалось, что студию он посещает около года, учится рисовать и достиг некоторого прогресса. И тут важная деталь. Пейзажи были весьма узнаваемыми, ибо им ставили задание рисования репродукции Моне, а вот натюрморты – собственная фантазия и собственное видение предмета.
На мой вопрос о том, способен ли он самостоятельно изобразить пейзаж, он ответил отрицательно. Сказал, что самостоятельное видение композиции и ее отображение на холсте – следующий этап, до которого он еще не дошел и, возможно – не дойдет. Так вот, подобный опыт есть у всех и каждому понятен принцип совершенствования способностей от простого к сложному. Этот путь легко отследить от самых примитивных результатов и до таких, которые действительно представляют ценность.Что касается техники, а особенно – военной техники, то самостоятельное создание современных образцов непременно приходит после освоения процесса создания менее сложной техники. Это обусловлено определенным уровнем науки, инженерии и культуры производства. Самостоятельно пройти этот путь – довольно сложно. Совок прошел, как минимум, две волны технологического бума, когда приближался или даже опережал признанных лидеров, которые в это время, по разным причинам, сбрасывали обороты.
Первая волна – индустриализация 30-х годов. Собственно говоря, все, что мы сейчас вкладываем в это понятие, было исполнено группой американских инженеров, дизайнеров и архитекторов. Они спроектировали и ввели в эксплуатацию не просто отдельные индустриальные предприятия, а целые их комплексы. При этом, туда были поставлены полные комплекты импортного технологического оборудования, а местные специалисты усиленно перенимали опыт американских и немецких специалистов.Мало того, были закуплены комплекты технической документации на основные виды вооружений, от танков до самолетов, которые уже потом адаптировались к наличным возможностям промышленности. Поэтому, к началу Второй Мировой Войны, совок подошел хорошо оснащенным новейшими видами вооружений, действительно, опережавшими любых конкурентов. Сталин прямо об этом указывал в своей речи перед выпускниками военных академий 5-го мая 1941 года.
Вторая волна пришла после окончания Второй Мировой, когда с помощью тех же Штатов удалось восстановить оборонную промышленность и захватить в качестве трофеев не просто образцы передовой техники Вермахта, но и техническую документацию к ней и целые заводы, ее выпускавшие. Мало того, в руках совка оказалось множество германских военных специалистов, которые были выжаты как лимоны и это стало основой мощного технологического подъема. Именно там лежит начало реактивного самолетостроения, ракетостроения, строительства подводного флота, стрелкового оружия и многого другого.Важный момент. Совок всегда стремился заполучить мощный военно-морской флот, но никак не мог дорваться до современных технологий проектирования и строительства крупных кораблей, собственной школы просто не имел, а потому в составе его венного флота были ущербные корыта, которые просто не могли противостоять современному флоту противника.
Всем хорошо известен адмирал Нахимов, утопивший свой отсталый флот, перед лицом неприятеля. И такое положение вещей было перманентным. Как только российский флот ввязывался в драку с современным флотом противника — неизменно терпел поражение. “Цусима” стало вторым именем российского ВМФ, а из позорного препарирования крейсера “Варяг”, произошедшего около корейского Чемульпо (Инчон), была сделана сказка, коих “слава российского оружия” имеет множество.Так что совок хотел получить не просто мощный флот, но и современные технологии строительства кораблей. По этой причине, когда Кригсмарине во всю воевал с королевским флотом Великобритании, совок приобрел у Германии недостроенный тяжелый крейсер “Лютцов” и не просто купил, но выписал для достройки его в Ленинграде большую группу германских специалистов, которые должны были передать свой опыт местным корабелам. Нечто подобное пытался провернуть и Путин с покупкой Мистралей, но в обоих случаях, все оказалось не очень удачно.