За изменения, которые претерпевает страна последние 24 года, украинцы заплатили высокую цену
Каждое существенное изменение социально-политического устройства государства – это травма для населения. Чем моложе человек, тем легче ему пережить изменения. Но чем старше он становится, тем меньше способен проявить психологическую гибкость.
Есть такая поговорка: вы не можете научить старую собаку новым трюкам, и это правда. У старшего человека меньше энергии, у него устоявшееся мировоззрение, поэтому привычная рутина зачастую становится частью его жизни.
Переход от плановой экономики к рыночной – непростой период. Например, друзьям моей жены на Галичине сегодня около 50-ти лет. Это талантливые люди, профессионалы, которые на протяжении долгих лет занимали хорошие должности. После того, как Украина обрела независимость, и в стране начался переход от плановой экономики к рыночной, их индустрия попросту развалилась, зарплаты на предприятиях задерживали в течение полугода. Чтобы хоть как-то выжить, пришлось ездить в Польшу и продавать сигареты. Подумать только: профессионал с высшим образованием, успешный человек вдруг теряет все и стоит где-то на дороге в Польше, предлагая сигареты. Это травма.
Современную украинскую экономику рыночной не назовешь – она свихнутая во многих отношениях. В нормально действующей рыночной экономике не может быть монополий. Скажем, Департамент юстиции США имеет право не разрешить слияние компаний, если это грозит созданием монополии. Вы не можете просто скупать компании, если в результате ваша доля на рынке превысит 20%.
В Украине же олигархи ведут себя так, будто им позволено все: они владеют различными капиталами – от газет и футбольных клубов до заводов и пароходов. Но в нормальной рыночной экономике, нельзя совать свой нос из одной отрасли в другую, приобретая все большее влияние. Нужно время, чтобы это понять и запустить такие действенные рыночные механизмы, как борьба с монополией.
За трансформацию, которую Украина переживает последние 24 года, украинцы заплатили высокую цену. Люди боятся, они не знают, что будет завтра. Аннексия Крыма и война в Донбассе произошли, в том числе, и из-за страха. Травматический эффект социально-экономических потрясений для Донбасса был огромен. Целый регион потерял средства для существования и устоявшуюся жизнь. Неудивительно, что сегодня уровень поддержки демократии и рыночной экономики на востоке страны угнетающе низок.
В какой-то степени это реакция на серьезные изменения, к которой следует добавить большой поток фальшивой информации.
Но при этом Украина сама запустила Донбасс. На протяжении многих десятилетий никто не беспокоился о том, что большая часть населения востока страны получает информацию о происходящем благодаря российскому телевидению. Если бы моей дочери кто-то говорил различные глупости, фактически лживые, меня бы это волновало. Государство должно обращать внимание на информацию, которая целенаправленно поставляется в те или иные области или регионы. На это следовало обратить внимание еще десять лет назад.
Каждое государство обязано защищать своих граждан. И в рыночной экономике есть немало действенных механизмов для того, чтобы поддержать тех людей, которые нуждаются в помощи.