Объявив Донбасс оккупированным, Украина перехватила стратегическую инициативу.
Такое мнение выразил Иван Яковина, корреспондент НВ, бывший сотрудник онлайн-ресурса Лента.ру.
Недавно я участвовал в дискуссии на Пятом украинском телеканале, где один из собеседников – депутат Верховной рады – высказался в том духе, что ему совершенно неинтересны заявления лидеров боевиков. Дескать, какая разница, чего они там бубнят, да и вообще – много чести уделять внимание бандитам.
Мне пришлось возразить: заявления Захарченко, Плотницкого и компании не имели бы никакой важности, если бы делались ими самостоятельно. Но прислушиваться к ним нужно, поскольку за их спинами стоит Кремль, который транслирует через руководителей самопровозглашенных республик то, что не может или не хочет сказать сам. Грубо говоря, что у Москвы на уме, то у Донецка на языке.
При этом заявления лидеров ЛНР/ДНР надо сопоставлять и с официальной позицией российских властей, чтобы не путать их самодеятельность и «генеральную линию партии и правительства», поскольку они иногда позволяют себе вольность поговорить на общие темы «от себя».
Так вот. Сейчас мы являемся свидетелями полного единения позиций Москвы и Донецка/Луганска насчет новой версии закона «Об особом статусе Донбасса» и постановления Рады о признании некоторых его районов оккупированными территориями. И если Москва еще как-то сдерживает ярость, называя эти документы вопиющим нарушением Минских договоренностей, то лидеры боевиков и их сторонники в выражениях не стесняются.
Захарченко и Плотницкий выступили с совместным заявлением, в котором объявили: «Киев не хочет мира, он стремится насилием и экономической блокадой уничтожить Донбасс». Ближайшие перспективы они описали так «[Порошенко и Яценюк], если они так хотят, будут биты еще раз. Столько раз, сколько надо для окончательного разгрома украинской партии войны».
Павел Губарев (если кто не помнит, отставной «народный губернатор Донбасса», ставший чиновник местной «Минобороны»), высказался более откровенно. В своем фейсбуке он написал: «Надо завершить дело военной победой в Киеве, а лучше – во Львове». Далее он предложил расчленить Украину, русифицировать ее, а затем включить в состав России.
На низшем уровне известные «ватные» блогеры, поддерживающие связи с идеологами и лидерами ДНР/ЛНР и вовсе не стесняются раскрывать свои планы. Один из них написал: «…подготовительные работы не могут не радовать. Складывается ощущение, что наши готовятся дать серьезного пинка хохлам. Вероятность возобновления масштабных боевых действий в ближайшее время очень высока». Называются даже примерные сроки начала наступления – «после 25 марта» и возможное направление удара – «прежде всего в ЛНР». Автор при этом отмечает, что затяжного перемирия, «как в прошлый раз», не будет.
Как следует из всех этих заявлений, наиболее вероятным ответом боевиков на украинские законы будет скорое возобновление боевых действий. Других вариантов давления на Киев у них, в общем, нет. Как сообщает СБУ, уже на 20 марта в Луганске и Донецке запланированы провокации – театральные постановки на тему «Украина нарушает мирные соглашения». Если эта информация верна, то боевики вполне могут устроить какую-то диверсию против своих же людей, чтобы спихнуть ее потом на Киев.
Одновременно с этим Лавров потребовал срочно провести переговоры в «Нормандском формате», на которых, несомненно, попытается обвинить Украину в срыве Минских соглашений и обосновать право ДНР/ЛНР возобновить боевые действия. Во всяком случае, других тем для обсуждения сейчас не просматривается.
Таким образом, можно констатировать: объявив Донбасс оккупированным, Украина, возможно впервые за весь конфликт, перехватила стратегическую инициативу. Последние заявления Путина, Лаврова, Захарченко, их нукеров проникнуты недоумением и яростью. Это вполне объяснимо: если в прошлом Киев послушно играл по навязанным Москвой правилам, что вызывало полное ее удовлетворение, то сейчас «что-то пошло не так». Боевикам и их покровителям приходится действовать реактивно, подыскивая адекватный ответ на произошедшее, принимать решения в спешке и ошибаться.
Сейчас очень важно, чтобы Киев не потерял темп и как минимум пригрозил полным разрывом связей и отношений с оккупированной частью Донбасса, если наступление боевиков все же состоится. Именно этого больше всего сейчас боятся в Москве, которая уже не в состоянии самостоятельно содержать разрушенный регион. Если там поймут, что возможный (но не гарантированный!) захват дополнительных территорий обернется лишь многократным ростом общих расходов, то целесообразность такой операции будет поставлена под серьезное сомнение.