Продолжение Россией гибридной войны обещает Украине очередную эскалацию на Донбассе, которая начинается уже сейчас.
Решение России отозвать из Украины всех своих военных, представителей РФ в СЦКК, является частью гибридной войны, которую проводит российский президент Владимир Путин.
Такое мнение в комментарии ТСН.ua выразили политические и военные эксперты.
Российские военные должны покинуть территорию Украины уже во вторник, 19 декабря.
Такие намерения российское Минобороны озвучило наблюдателям ОБСЕ еще на прошлой неделе, однако только сейчас это решение подтвердили в МИД РФ.
СЦКК – это Совместный центр по контролю и координации прекращении огня и стабилизации линии соприкосновения сторон в Донбассе. Он был создан в 2014 году. В составе СЦКК были как украинские, так и российские военные – 75 офицеров, менялись каждые три месяца.
В нынешнем заявлении российского МИД говорится, что дальнейшая работа представителей Вооруженных сил РФ стала “невозможной” из-за “позиции украинской власти”.
Кроме того, российские дипломаты пожаловались на то, что украинские военные плохо относились к своим российским коллегам и создавали “напряженную морально-психологическую обстановку”.
Эксперты настаивают, что Россия пошла на такой шаг вовсе не из-за заботы о психологическом состоянии своих военных, а только для дополнительного давления на Украину во время переговоров, в частности, миротворческой миссии ООН, которую сейчас обсуждают на самых высоких уровнях.
Так, Украина просит размещения миротворцев ООН на всей оккупированной территории Донбасса, в частности, и на границе с Россией. В то же время главным условием украинской стороны является отсутствие в составе миссии российских военных. Россия, в свою очередь, пытается продавить свой вариант миссии с неприемлемыми для Украины условиями по ее размещению и составу.
Такое мнение также высказали и в украинском МИД, кроме того, назвав решение России очередной провокацией, которая существенно подрывает Минские соглашения, и “стремлением снять с себя любую ответственность, как стороны конфликта, за последствия вооруженной агрессии против нашего государства”.
Евгений Магда, директор Центра общественных отношений:
– Во-первых, подобный шаг может рассматриваться как приближение эскалации. Потому что отзывы тех людей, которые так или иначе выполняли функцию посредников – это не слишком хорошая новость.
Во-вторых, это политическая позиция России, связанная с перспективой появления голубых касок ООН на Донбассе. Россия понимает, что они с СЦКК никоим образом не уживутся, и поэтому таким образом демонстрирует, что она не хочет видеть миротворцев ООН на Донбассе.
В-третьих, это демонстрация того, что для России этот Совместный центр по контролю и координации уже выполнил свою функцию и отжил себя. И я думаю, что Россия таким образом пытается шантажировать украинское руководство новым обострением конфликта и осуществлять различные провокации.
В то же время в российской медиа-среде они пытаются показать, что во всем виновата Украина, а им вроде создали “нечеловеческие условия существования».
Это тоже очевидный элемент гибридной войны. Но в этом случае он воплощен с особым цинизмом.
Николай Маломуж, генерал, бывший председатель Службы внешней разведки Украины:
– Это решение было озвучено сразу после заявления Путина на пресс-конференции, что Минский формат неэффективен.
В противоположность ему Путин будет выдвигать другие инициативы. В частности, он заявил о том, что их предложение в ООН по миротворческому контингенту нового формата будет более эффективно действовать на территории, подконтрольной боевикам.
И, соответственно, он будет ставить вопрос создать эту миссию обязательно с участием России. Также будет выдвигаться условие, чтобы был контроль не на границе с Россией, а только на линии разграничения и на некоторых направлениях, где используется вооружение. Также будет третья составляющая – это прямой переговорный процесс с боевиками.
И здесь с целью давления на украинскую сторону предусматриваются возможные обострения ситуации на линии разграничения. Мы уже имеем случаи использования тяжелого вооружения, в частности минометной реактивной техники, танков. Также есть реальные потери среди наших военных. То есть более тяжелые последствия уже становятся реальностью.
Поэтому, это решение России отозвать своих военных является и политическим, и шагом в сфере безопасности, чтобы их военные не пострадали во время эскалации военных действий.
Украине нужно более мощно задействовать наши переговорные группы не только в рамках нормандского формата, но и, в частности, привлечь США. Они готовы помогать и по линии Госдепа, и сама администрация довольно активно может участвовать в этом процессе. Тем более, что американские военные уже заявили, что готовы предоставлять оружие.
Путин заявил, что не против, чтобы США стали участником переговорного процесса. Поэтому это надо организовывать, более четко определять свои приоритеты. И это станет более мощной поддержкой нашей стороне. У нас будут тогда или равнозначные силы, или даже больше, чем в России.
Сергей Постоловский, политический консультант:
– Мы видим Россия следует своей тактике миротворца. На днях Путин во время пресс-конференции сказал, что он не против миротворческой миссии на всей территории Донбасса, но об этом должны договариваться с представителями террористов.
Это все шаги одной схемы. И делается это для того, чтобы все же принять какое-то решение о введении миротворческой миссии на Донбасс. Но, думаю, это решение будет согласовываться между Россией и США без участия Украины. И оно будет учитывать те позиции, на которых Россия настаивает уже четыре года подряд, а именно: особый статус для отдельных районов Донецкой и Луганской областей и проведение местных выборов.
И этот шаг по выводу российского контингента из состава СЦКК осуществляется только для того, чтобы быстрее ввести миротворцев, что в свою очередь дает своеобразный карт-бланш для России в плане частичного ослабления санкций и дальнейшего налаживания отношений с США не только в контексте Украины, но и в контексте Ближнего Востока, Китая, Северной Кореи.
Также надо учитывать, что эта стратегия Путина предусматривает закрепление определенного влияния на Украину и ее политику. Установление мира возможно в следующем году, но какой ценой – из-за потери политического или территориального суверенитета, которая произойдет в случае проведения местных выборов и предоставления Донбассу особого статуса. Ведь мы понимаем, что в таком случае ключевые решения на этех территориях будет принимать Россия, а не Киев.