Если Лубянка завершит вытеснение подотчетной Сергею Шойгу военной спецслужбы с ОРДЛО, в Кремле попытаются провернуть там «крымский фокус 2.0» - создать аборигенам иллюзию того, что вот-вот на оккупированные территории придет большой российский бизнес, и жизнь сразу наладится почти у всех. Особенно она наладится у самых шаловливых деятелей подмосковных бизнес-клубов, которые по совместительству числятся в высшем руководстве ФСБ.
Победоносный визит президента Израиля 9 мая в Москву и известные сирийские катаклизмы в отношениях между РФ и Ираном привели к окончательному перераспределению роли российских спецслужб в реализации политики Кремля в оккупированных приграничных районах Украины – ОРДЛО.
В затухающих сирийских военных авантюрах Кремля – «борьбе с международным терроризмом в лице ИГИЛ», на представителей кавказских республик РФ возлагалось сразу несколько важных ролей. Мусульманский Кавказ был критически нужен Москве для авантюры в Сирии. Но сейчас, вес этого буйного российского региона в сирийском векторе стремительно падает.
До недавних пор на яркой вершине тонущего кавказского айсберга московской политики сияло только два события, очень ярких для современной российской истории. Это виртуозное бегство под юрисдикцию суда Франции миллиардера-лезгина Искандера Керимова, и арест миллиардеров-аварцев Магомеда и Зиявудина Магомедовых.
Указанным трем самым богатым, по версии российского Forbes, жителям Кавказа, много лет прощались различные финансовые проделки. Но сейчас время их фаворитизма явно закончилось. И маховик пересмотра симпатий Кремля к лицам кавказской национальности в политических и финансовых сферах на этом далеко не остановился.
Ныне, следующей жертвой ротационной машины обещает стать самый высокопоставленный кавказец российской политики, помощник Владимира Путина Владислав Сурков, он же Асланбек Дудаев.
Ранее Сурков отвечал за весь украинский вектор политики Кремля. Пользуясь негласным статусом куратора российской политики в ОРДЛО, Сурков опирался на ГРУ ГШ РФ, которая на этом направлении была важнее других российских спецслужб – она постоянно принимала пожарные меры для закрытия дыр в военных операциях, проводившихся в ОРДЛО и не только.
Такая востребованность Суркова и ГРУ несколько лет ущемляла аппетиты коллег из других ведомств. Это, во-первых СВР, которая оперирует агентурной базой в масштабах всей Украины. И, во-вторых, это ФСБ, которая свято верит в то, что оперирует всеми криминальными сообществами на «отжатых» у Украины приграничных территориях. И очень любит писать об этом сверхсекретные отчеты.
Подмосковные «жабы и гадюки»
Главным оппонентом Суркова и ГРУ в кремлевском подворье долгое время считалась отнюдь не СВР, которая просто тихо копала под Асланбека-Владислава Дудаева-Суркова.
Противостояли его амбициям кадры другой, «внутренне-пограничной» российской спецслужбы, ФСБ. Возглавлял оппозицию Суркову многолетний начальник 5-го Управления ФСБ, Оперативной информации и международных связей, Сергей Орестович Беседа.
В глазах Кремля он обладал достаточными регалиями, чтобы щемить Суркова – например, в 2014 году Беседа возглавлял группу российских офицеров, прикомандированных к руководству тогдашнего украинского СБУ для координации с треском провалившейся «Операции Бумеранг».
Треск, с которым провалилась эта операция, играл Суркову на руку и позволял дальше продвигать свою концепцию в кремлевских кабинетах. Провал миссии Беседы несколько также позволял Суркову издеваться над коллегами из не совсем дружественного ведомства, повышать имидж ГРУ, и делать его главным инструментом российского управления ОРДЛО. В этот период Суркову мешали окончательно похоронить карьеру Беседы только связи последнего в финансовых кругах Москвы и окольный выход на Кремль.
Оппонирующий Суркову Беседа является единственным представителем высшего руководства ФСБ, который входит в касту так называемых «временно-годников» – имеет семейную недвижимость и пай в дачном кооперативе «Петровские Сады» и «Некоммерческом партнерстве содействия развитию природоохранной зоны «Времена года».
Этот абсолютно закрытый для посторонних пайщиков клуб арендует побережье реки Злодейка в подмосковном поселке Акулово Одинцовского района. В этом же районе столичной области базируется штаб-квартира СВР РФ.
Сдает клубу «временно-годников» землю в аренду российский алюминиевый миллиардер Василий Анисимов, многолетний глава российской федерации дзюдо. Российская пресса называет его кассиром так называемого «Подольского края» «Измайловской ОПГ». Из-за постоянной тесноты на этом краю, круг учредителей клуба совсем нельзя назвать широким. Всего несколько десятков человек. В число пайщиков Петровских садов входит семья Аркадия Ротенберга, тренера Путина по дзюдо. Пай в товариществе клуба имеет также глава компании «Транснефть» Николай Токарев, бывший глава РЖД Владимир Якунин, глава оборонно-промышленной компании «Ростех» Сергей Чемезов, и его личные бухгалтера, миллиардеры Виталий Мащицкий и Рубен Варданян.
Самым известным в Украине пайщиком подмосковного садового товарищества и членом касты «временно-годников» является харьковчанин Евгений Гинер. Он долгое время совладел московским ФК ЦСКА, и в 2017 году переписал на несколько граждан ЕС свое обширное имущество в Украине.
Подобные связи Сергея Беседы в украинском и российском деловом истеблишменте долго мешали Суркову окончательно расправиться со своим оппонентом. Не вышло даже после того, как тот чуть не «спалился» и не завершил как надо российскую «Операцию Бумеранг» в Киеве.
Но в 2016 году, после загадочной смерти руководителя ГРУ Сергуна, в российских СМИ сразу же появились слухи о том, что Владислав Сурков, один из главных сторонников ГРУ, потеряет «украинский портфель».
Тогда, опекаемые Сурковым миссии российского ГРУ в ОРДЛО все чаще начали давать сбои, а Владислав Юрьевич становился постоянным объектом различных информационных кампаний, в подконтрольных ФСБ СМИ – Беседа пошел в наступление.
Завершилось оно пришествием на эти украинские территории еще одного харьковчанина, когда-то самого известного в Украине нефтетрейдера Сергея Курченко. С помощью связей клуба «временно-годников», менеджмент РЖД обеспечил его компаниям доступ к льготной аренде железнодорожных вагонов, благодаря чему начался грабеж украинских угольных шахт на оккупированных территориях. В результате, на сегодня бывший кассир так называемой «младодонецкой группировки» Курченко скооперировался с Беседой, и подмял под себя практически всю экономику ОРДЛО.
К 2017 году, когда ФСБ и Курченко окончательно вытеснили людей Плотницкого с оккупированного Луганска, Сурков и российское ГРУ одержали первое заметное поражение.
Вполне возможно, в этом году они могли бы взять реванш. Но для этого нужно было главное условие: российская военная авантюра в Сирии должна была пойти другим путем, повышающим статус ГРУ среди других московских спецслужб.
Если бы Путин бы не «слил» Израилю российских партнеров из Ирана, не поменял концепцию относительно Сирии, и не снизил тем самым глобальную востребованность ГРУ в кремлевских приоритетах, тогда, вполне возможно, к концу 2018 года опирающийся на ГРУ Сурков мог бы сыграть с ФСБ партию-реванш за утрату своих некогда мощных позиций в ОРДЛО.
Сейчас, когда как-бы удаленная от Суркова и других знатных московских кавказцев сирийская тема повернулась к ним не тем боком, события обещают развиваться очень стремительно.
Начались они с того, что в начале мая 5-ое управления ФСБ выставило Суркову целый пакет претензий, которые ведут к лишению его должности координатора украинской политики Путина. Далее, следуя логике Беседы, в Кремле окончательно уберут экономику из функций российского ГРУ в ОРДЛО, и ограничат их военной работой. То есть сферой ответственности этой российской спецслужбы станут сугубо собственные потери на линии прямого соприкосновения с украинской армией. Как говорят в таких случаях, чем больше будет потерь – тем больше будет продвижений.
«Курмаршалу» приготовиться!
Первой потерей подобного рода обещает стать вождь так называемой «ДНР» – «курмаршал» Александр Захарченко и все его окружение, лояльное и поставленное Сурковым. В 2015-16 годах Захарченко «наступил на кошелек» генерал-полковника Беседы, и выгнал компании Сергея Курченко с территории, за которую как считает Захарченко, отвечает только он, кураторы из ГРУ, и сам Сурков.
Но кошелек Беседы, как уже говорилось выше, на самом деле немного шире. Якунин даст вагоны, и Токарев в интересах российских военно-оккупационных администраций ОРДЛО заполнит нефтью Новочеркасский мини-НПЗ в Ростовской области. Чемезов, соответственно, сделает все, чтобы ритмичнее работали те военные ремонтные и сборочные мастерские в ОРДЛО, которые аборигены гордо именуют оборонными заводами.
В ожидании барышей и должностей
Если наступление Беседы на формально подведомственную Сергею Шойгу военную спецслужбу будет продолжаться в таком духе, это ни в коем случае не значит, что интенсивность российских военных вылазок через линию разграничения снизится. Вероятнее всего, она даже увеличится, поскольку, как уже говорилось, чем больше потерь, тем больше роста по службе.
Но параллельно с такой «гибридно-гибридной» активизацией, начнутся и другие процессы. И в скором времени, Кремль вместо экзистенций геополитики от Суркова наводнится докладами ФСБ о том, как ее герои доблестно подрывают режим врага, и плодят рассадники украинской коррупции по ту сторону фронта. Доказать действительную результативность такого ратного труда рыцарям плаща и калькулятора с Лубянской площади Москвы будет неимоверно трудно, почти невозможно. Потому что, придется врать начальству и «копипастить» партнерскую критику Киева со стороны европейской и американской прессы. Но ведь верить ей долгожителям Кремля, как говорится, религия не позволяет, следовательно, вытесняя Суркова и ГРУ, Беседа и ФСБ взялись за весьма опасное занятие.
В итоге этих упражнений от «Лубянки и села Акулово» может выясниться, что все порывы стратегов из ФСБ окучить ОРДЛО, выехав верхом на ГРУ, будут расценены как банальные «приписки», и фиктивная работа. В таком случае, возможно, милость Кремля когда-то вернется не только к Суркову, но и другим влиятельным российским опальным кавказцам. Впрочем, пока этого не произошло, в главной российской «погранично-внутренней спецслужбе» могут праздновать триумф от падения Суркова и подсчитывать будущие новые донецко-луганские заработки.
Кстати, стоит отметить, что на место Суркова прочат еще одного выходца из ФСБ – товарища Бабича, у которого совсем недавно не состоялось стать послом РФ в Украине.
Секция «Браво» группы «Информационное сопротивление»