Министр обороны Литвы Юозас Олекас в интервью "112 Украина" объяснил причины покупки бронетехники в Германии а не в Украине, тем, что украинские бронетранспортреры "не соответствуют стандартам НАТО".
Ранее стало известно, что литовское министерство обороны приняло решение закупить 88 бронемашин Boxer производства германо-голландского консорциума Artec. Стоимость контракта составит 385,6 млн евро.
Поставки начнутся в 2017 году, полностью контракт должен быть выполнен в 2021-м. Стоимость украинских БТР-4 в зависимости от контракта в прошлом варьировалась от одного до полутора миллионов долларов за единицу.
Правда, из дальнейшего объяснения министра следует скорее то, что от украинских машин отказались из-за несоответствия не столько стандартам НАТО, сколько задачам, которые литовская армия ставит перед этими машинами.
Дело, скорее в том, что эти БТР просто не очень нужны именно Литве, а не в том, что они не вписываются в стандарты альянса.
“Есть наши требования, которые должны выполняться, как в отношении защитной мощи техники, так и боевой, – объяснил министр. – Есть стандарты, которые приняты в странах НАТО, чтобы оперировать, участвовать в действиях совместно. Этим требованиям соответствовала немецкая техника”.
Министр, скорее всего, имел в виду не стандарты НАТО в широком смысле – далее он уточнил, что речь идет об условиях, которые были выдвинуты для одного конкретного заказа.
“Я говорю о тех требованиях, которые были при сделке с Германией. Здесь мы выдвигали более высокие требования для некоторых технических данных”, – пояснил Олекас.
Тем не менее, многие украинские и российские СМИ восприняли это как своего рода приговор украинским бронетранспортерам БТР-4 – новым машинам, разработанным в Харьковском конструкторском бюро машиностроения в середине 2000-х годов.
Украина в настоящее время пытается наладить поставки этих БТР в армию и одновременно старается удержаться на мировом рынке вооружений.
По мнению экспертов, хотя украинские бронетранспортеры и вызывали серьезные нарекания у покупателей, перспективы их поставки на экспорт есть.
Литва приняла решение о перевооружении своих сухопутных сил новой бронетехникой на фоне обострения отношений Североатлантического альянса и России.
Соседняя с ней Латвия в начале августа договорилась с Британией о поставках 123 бывших в употреблении гусеничных бронетранспортеров CVR(T) за 249,5 млн евро.
В январе сообщалось, что Эстония планирует закупить в Норвегии 35 единиц шасси БМП CV90 шведского производства, с тем чтобы модернизировать их до состояния полноценных боевых машин. Ранее Таллинн закупил более 40 колесных БТР Patria Pasi в Нидерландах.
Собственные программы развития парка бронетехники есть в Польше и Румынии.
В рамках своей программы Литва объявила раздельные тендеры на бронемашины и боевые модули к ним. В результате на вооружение литовским вооруженным силам поступит германское шассии Boxer с израильским боевым модулем, вооруженным 30-миллиметровой пушкой и противотанковыми ракетами.
Законы рынка и законы войны
Украинский эксперт в области бронетехники Андрей Тарасенко сказал, что германская техника больше подходит для европейского театра, она более защищена, но обладает и большим весом.
“Каждая имеет свои достоинства и недостатки. Одна, например, [украинский БТР-4] обладает большей подвижностью вне дорог и может плавать. У другой [Boxer] лучше защита, но хуже подвижность”, – сказал он.
“Эти решения выглядят вполне обосновано. Водных преград там немного, территория небольшая, и эти высокозащищенные машины будут смотреться разумно”, – объяснил эксперт.
С другой стороны, как полагает украинский военный аналитик Сергей Згурец, Украине было бы непросто победить в тендере, который проводила европейская страна, поскольку на этом рынке Киев не чувствует себя уверенно.
“Эта прибалтийская страна не могла купить украинскую технику, поскольку на рынке стран НАТО среди поставщиков доминируют две страны – Германия и Франция, с примесью американских компаний. Поэтому в этой истории с покупкой германских машин для меня ничего нелогичного нет”, – сказал он.
В последние годы Украина активно и небезуспешно продвигала свою бронетехнику на международном рынке вооружений, прежде всего, в азиатских странах.
Читайте также: “Укроборонпром” готов начать строительство завода боеприпасов
Так БТР-3, также разработанный в Харькове, поставлялся в Мьянму, Таиланд, Нигерию и ОАЭ; БТР-4 покупали Ирак и Индонезия; танки “Оплот” поставлялись, правда, в небольшом количестве и с задержками, в Таиланд.
Однако с началом боевых действий на востоке страны весной 2014 года украинское правительство сразу же распорядилось прекратить экспортные поставки новой техники. Был приостановлен экспорт танков в Таиланд (впоследствии возобновленный), переговоры с другими странами, в том числе и по опционам.
За два года, с начала 2014 по конец 2015-го, по данным шведского института SIPRI, экспорт вооружений из Украины сократился вдвое.
Главной задачей в настоящее время, по словам Сергея Згуреца, стала попытка, с одной стороны, вернуть утерянные позиции на международном рынке и попытаться завоевать новые, а с другой – обеспечить поставку бронетехники в армию, которая продолжает участвовать в конфликте на востоке.
“Как только вы делаете паузу на внешнем рынке, она тут же заполняется российской или китайской техникой, и вернуться на замороженный рынок довольно трудно”, – полагает эксперт.
Вернуть позиции на оружейном рынке непросто. Необходимо, как минимум, завоевать репутацию. БТР-4 был не самой удачной машиной для этого.
Иракский контракт в конце концов обернулся скандалом, связанным, в частности, с качеством брони БТР-4. По словам Тарасенко, в этом проявилась давняя проблема ОПК постсоветских стран – неумение организовать послепродажное обслуживание.
С одной стороны, этот контракт отрицательно повлиял на репутацию украинских бронетренспортеров, но с другой – они теперь активно используются в боевых действиях против ДНР и ЛНР, что по законам рынка вооружений сильно повышает их статус как товара.
Правда, по словам Тарасенко, война вскрывает не только достоинства, но и недостатки. “Если ее будут использовать как ее использовали в некоторых случаях, то это сыграет негативную роль. Были случаи неграмотного использования, были случаи потери техники”, – сказал он.
С другой стороны, считает эксперт, боевые действия выявиляют множество “детских болезней” – в таких конфликтах техника, как он выразился, “взрослеет” гораздо быстрей.
В свою очередь, Сергей Згурец отмечает, что развивать проект БТР-4 сложно из-за негласного правила европейских машиностроителей, которые стараются не поставлять узлы и агрегаты тем странам, которые строят военную технику для того, чтобы поставлять в зону действующего конфликта.