Киев не только взял российские деньги, но и перенял российскую форму авторитаризма. Новые законы могут быть использованы и для подавления антиправительственных выступлений, и для того, чтобы помешать украинцам выбрать нового президента в 2015 году.
Приняв от России финансовую помощь в размере 20 млрд долларов, Украина сделала шаг в сторону от запланированного соглашения об ассоциации с ЕС. Однако лишь сейчас стало очевидно, что Киев не только взял российские деньги, но и перенял российскую форму авторитаризма, сообщает корреспондент The Financial Times Нил Бакли.
16 января правящая партия Виктора Януковича протащила в Верховной Раде пакет законов, которые, по мнению экспертов, могут превратить Украину в полицейское государство. Они были приняты в первом чтении, без консультаций и обсуждения, а уже на следующий день, несмотря на давление со стороны ЕС и США, Янукович их подписал, говорится в статье.
Новые законы могут быть использованы не только для подавления антиправительственных выступлений, но и для того, чтобы помешать украинцам выбрать нового президента в марте 2015 года. Они делают невозможными митинги против нарушений на выборах, обеспечивших Януковичу победу на выборах 2004 года.
Многие законы стали реакцией на недавние протестные акции, продолжает Нил Бакли. Отныне участники автомобильной процессии более чем из пяти машин лишатся транспортных средств и водительских прав сроком на два года. После предпринятой в конце ноября попытки силового разгона демонстрантов, многие протестующие стали носить на митинги велосипедные шлемы. По новому закону это карается 10 днями в тюрьме. За установление палаток без согласования с властями грозит 15 суток ареста.
Полгода назад ничто не предвещало такого развития событий, пишет автор, однако после того, как Янукович понял, как сильно Россия может навредить украинской экономике и ударить по его падающей популярности, Путин сумел купить его верность, пишет корреспондент.
Россия помогла соседям не только деньгами, но и опытом подавления протестов, вспыхнувших после парламентских выборов 2011 года. Многие новые украинские законы похожи на те, что были приняты в России. Некоторые напоминают законодательство еще более авторитарной Белоруссии.
Принципиальное отличие Украины от России или Белоруссии – это сильное гражданское общество, отмечает журналист. Никогда на улицы Москвы не выходили сотни тысяч человек, как в Киеве во время “оранжевой революции” или на пике недавних протестов.
Вашингтон и Брюссель пока воздерживаются от введения против украинских чиновников целенаправленных санкций. “Однако они еще могут передумать, особенно если Янукович применит новые драконовские законы, чтобы очистить улицы Киева”, – заключает Бакли.