Все эксперты, дающие прогнозы о происходящей на территории Украины войны, оценивают перспективы, пытаясь найти ответ на два вопроса «когда война закончится?» и «кто победит?».
Ну, насчет «кто победит» уже все стало примерно ясно. Если только господин Путин не совершит решительного взбрыка и не введет в Украину полномасштабный военный контингент, с артиллерией и авиацией, то война неизбежно закончится в итоге победой украинской стороны. Просто потому, что в стратегическом смысле у ДНР и ЛНР не имеется полноценных открытых союзников, способных лоббировать их интересы.
Однако, при ответе на вопрос «когда война закончится?» почти все эксперты делают одну и ту же ошибку, исходя из позиции, что почти все участники процесса хотят, чтобы война закончилась, и воюет для того, чтобы как можно быстрее победить. А это, ребята, совсем не так.
Вообще трагизм для рядового населения Луганской и Донецкой области в том, что на их территории развязана война, завершения которой не хочет вообще никто. У каждого актора в этой войне есть интерес её продолжать, а не прекращать.
Начнем с больших игроков и пойдем по нисходящей.
США война в Украине нужна для того, чтобы обвинять в ней РФ. Стратегический курс США, как мы уже заявили еще три месяца назад, и как это стало отчетливо видно вчера-сегодня во время визита Путина в Европу – добивать Кремль до упора и вводить не только третий, но и сто третий этап санкций. Неясно, на что конкретно обиделся Обама, но он обиделся, и будет вбивать Путина в землю по самые ноздри. В этом смысле ему выгодно даже введение российских войск в Луганскую область. Тогда США получит в лице РФ полноценного агрессора и еще больше ускорит уничтожение экономики РФ.
ЕС нужна война в Украине, чтобы не вести утомительные разговоры о вступлении Украины в ЕС и оттянуть как можно дальше разговоры об инвестициях в украинскую экономику. Мол, ребята, мы бы с радостью тут поинвестировали и вообще ого-го бы всех подняли с колен, но риски, риски, вы же понимаете. А вдруг завтра Одесса поднимет флаг Аквафреш? А вдруг в Бердянске батальон «Азов» будет сломлен десантом с Азовского моря? Мы не можем вести масштабные инвестиции, когда под таким риском Бердянск. Неспокойно, в общем. Давайте погодим. Плюс война делает Путина сговорчивым, и Европа получает рычаг для кулуарного давления как на Кремль, так и на Белый дом. Поди плохо.
Даже Китаю нужна война в Украине. Война в Украине и следующее из неё давление европейцев и американцев на РФ Китаю очень приятны, потому что делают Китай приоритетным партнером для РФ, и позволяют при торговле выкручивать Кремлю руки из плеч на много оборотов сразу. Газовый контракт с Китаем это уже показал. И неясно, что опасней для РФ – лицемерный гнев Запада или лицемерная дружба Востока.
Кремлю война в Украине, хотя и невыгодна в стратегическом смысле, в тактическом смысле тоже очень полезна. Стагнирующая экономика – это повышение градуса недовольства и перспектива бунтов. Если при относительно нормальной ситуации Кремль имел в руках Манежку, Болотную и по одной мятежной овощебазе мигрантов в квартал, то при снижающейся экономике он рискует получить полный Майдан. Поэтому война в Украине, как мы уже писали – инструмент защиты от Майдана. Стратегия убыточная, но тактика прибыльная. А тактику Кремль всегда ставил выше стратегии, на пять лет в России думать не принято, тут бы зиму пережить, и то счастье.
У Украины, кстати, горизонт событий еще короче, чем у России. Но даже и Украине война на своей территории полезна и интересна. Смотрите. Порошенко нужна война и решительные победы в ней. Лучше больше, лучше много побед. Чтобы было много побед – лучше приоткрыть границу и впустить, пока можно, побольше боевиков в Луганскую область. Что мы сейчас и видим. И потом уже с ними долго и победоносно воевать, по деревне в неделю.
При этом, скажем прямо, Луганская область стратегически никогда не была интересна никому, кроме, может быть, народного депутата Ефремова. Она убыточная и нищая. От неё проку никакого, только расстройство. А война списывает. Война позволяет Киеву перестать кормить Луганск, а вину переложить на ЛНР. Дотации Донбассу тоже можно не выплачивать под шумок. Война же, какая угледобыча?
Кроме этого война – это повод быстро-быстро накормить за счет государственного бюджета новых людей, пришедших во власть после Майдана жадными и голодными. Война – это и тендеры у одного участника, и распределение госзаказов, и просто сбор средств на неявные цели.
А в политическом смысле война – это ответ на вопрос «а почему ничего не сделано?». Как только гордые патриоты, оставшиеся в результате паралича постмайданной экономики без работы, скажут «не за это мы стояли на Майдане», как тут же из Кабмина сквозь чавканье бюджетом донесется «Так ить Путин! Так ить война!»
Для Коломойского война – это понятно что. Это повод стать владычицей морскою и раздуться до размеров всего Юга и в перспективе – Востока, получив в княжение огромный экономически перспективный удел. Игорь Валерьевич рискнул, и пока, кажется, не прогадал.
Для Бородая, Гиркина, Беса, Пономарева и вообще деятелей ДНР и ЛНР война – это сказка, подходящая к концу. Они понимают, что совершили самый высокий в своей жизни карьерный взлет, и дальше все неизбежно будет только хуже. А значит, их интерес в том, чтобы хуже стало как можно позже.
Для мелких донецких и луганских бандитов война – это повод вернуться в любимые 90-е, да еще и в гипертрофированном виде и мародерствовать, как в раю.
Другой форме жизнедеятельности мелких бандитов, журналистам, тоже нужна война. Война – это лайки и репосты. Война – это завышенная посещалка. Это время, когда обыватель просыпается пораньше, чтобы прочесть новости и засыпает попозже, раздумывая о том, что означают сводки с границ. Война — это звездный час Тымчука, Стратфора, Веры Лион и «Петра и Мазепы».
Для украинских пассионариев война – это повод обрести смысл в жизни и получить возможность, вернувшись с фронта, всю оставшуюся жизнь петь непоэтичные грустные песни, орать пьяным голосом «где ты, сука был, пока я в окопах вшей кормил», и вообще переселиться из Украины в книги Ремарка. Быть потерянным поколением – это еще и очень приятно. Живешь так, как будто все тебе должны.
Для российских пассионариев – то же самое, плюс больше возможностей говорить о том, что родина нас предала. Так даже еще лучше. Судьба пассионария – спиваться, а война в Украине дает этой карьере идеологическое наполнение и осмысленность.
И только двум категориям населения хочется, чтобы война уже, наконец, закончилась. Это украинскому народу и Ринату Ахметову. Но тут, кажется, они в меньшинстве.