В предстоящее воскресенье, 18 марта, в России пройдут президентские выборы. В интервью Tagesspiegel российский социолог Лев Гудков вынес свой вердикт предстоящему голосованию.
“Не стоит питать иллюзий по поводу того, что это будет прозрачное, честное и основанное на демократических принципах голосование. Это – вынужденный плебисцит, в котором важную роль играет осознание безальтернативности”, – говорит в беседе с немецким изданием руководитель “Левада-центра”.
“С одной стороны, – поясняет Гудков, – граждане здраво оценивают реальность: наличие политической цензуры, отстранение от участия реальных кандидатов, превращение выборов в акт одобрения с заранее известным результатом. С другой – выборы в некотором роде дают надежду: “А вдруг Путину удастся снова вернуть рост доходов, как это было в “нулевые”. Отсутствие альтернативы вкупе с надеждой – вот на чем основывается поддержка Путина”.
“У Кремля нет никаких идей”, – говорит Гудков, отвечая на вопрос о лейтмотиве предстоящего президентского срока. “Он не может ничего предложить. Все идеологические ресурсы исчерпаны. Если и апеллировать к чему-то, то к советским стереотипам: былому величию, воспоминаниям о великодержавном статусе, противостоянии враждебному Западу. Сюда же относится и социальная демагогия: обещания повысить отчисления на социальные нужды. Но на деле реальные доходы населения сократились за последние годы примерно на 15%. Это ощутимо, но для режима не опасно. Процесс идет медленно, люди могут приспособиться”.
По мнению социолога, никто не знает, последний ли это президентский срок для Путина. “Путин не решает все в одиночку. Он – заложник всей этой выстроенной системы. Он не может просто взять и уйти, поскольку знает: как только режим даст слабину, его, скорее всего, ждет крах”. Можно ли назвать сегодняшнюю Россию диктатурой? “Без сомнений. У власти стоит сила, неподконтрольная обществу. А это признак тоталитарной власти”, – заключает Лев Гудков.