Ни одна страна в мире не использует финансовые ресурсы так, как это делает Россия для гибридной войны.
Этот феномен связан с пропагандой и необычным новым явлением, которое создала Россия. Создание лоббистских и агентурных структур, их активное финансирование в Германии, США, Израиле, в Украине – между прочим. Ни один парламент мира даже в небедных США не одобрит $10 млрд для поддержания имиджа президента или пиар-кампанию какого-либо незаконного действия.
Поскольку в России власть сконцентрирована в одних руках, это решение не только возможно, но и реализуемо. Но тут дело даже не в том, что деньги побеждают, а в том, что никогда такие объемы не направлялись на пиар-кампании. И это тоже абсолютной новый феномен, когда в таких газетах, как Washington Post, New York Times, Financial Times, печатают проплаченные статьи. Такое было и в немецкой прессе. Представьте себе журналиста, которому предлагается занять некую позицию и высказать по ней точку зрения в прессе. За это платят несколько миллионов долларов. Редкий журналист откажется. Был пример, когда похожее предложение было сделано крупной немецкой газете. Статью даже не перевели на немецкий язык, так ее по-русски и напечатали, как заказывали. Это же открытый рынок, где работают рекламные агентства и кампании. Это в России могут отказать размещать билборд на основании каких-то политических предпочтений. Ну, вот нельзя рекламировать. А в свободной экономике заплатил и рекламируй.
Нам это кажется странным, так как мы понимаем, что по существу рекламируют убийц, убийства и нецивилизованное поведение в международной практике. И как это абсурдно ни звучит, но это нормально. Информационное или рекламное агентство принимает деньги и реализует свою задачу.
Другое дело, это тоже российский феномен, писать “напечатано на правах рекламы”. Можно не печатать эту фразу, но это будет чуть-чуть дороже. Это скорее норма ненормы патологии. Извращением является не поведение журналистов, рекламных агентств, изданий, а поведение России на международной арене.
У России есть много направлений в поддержку своей политики. Также много стран, где эта политика реализуется. Например, создание офиса Russia Today стоило $50 млн. И это только один проект. А есть еще огромное количество якобы исследовательских институтов, есть отдельная задача по управлению и поддержанию связей с агентурными сетями. Иногда это носит название “продвижение русского языка” или же “форум взаимодействия с соотечественниками”. Есть еще такой известный форум, который курирует ФСБ и ФСО – “русскоязычная пресса”.
Касательно расходов в годовом исчислении на все эти проекты, думаю, не меньше нескольких десятков миллиардов долларов. Возможно, и больше сотни миллиардов. А если посчитать за несколько лет, то точно набежат сотни миллиардов.
Есть еще одно направление – продвижение бизнеса. Это уже внебюджетные расходы. То, что делал Касперский, Российские железные дороги, компании, сотрудничавшие с Сименсом. Я уж не говорю о Газпроме, Роснефти, об огромных проектах “Северный поток”, “Южный поток”. Официальные договора о продвижении проектов и их лоббировании измеряются миллиардами долларов.
В общем, для того, чтобы украсть 1 трлн – надо потратить 100 млрд.