Последние новости
17 января 2025
16 января 2025

Европа может выдвинуть России свои условия на покупку газа, – СМИ

no image

Приближается "судный день" для проекта "Северный поток-2", который призван удвоить объем экспорта российского природного газа в Европу посредством подключения ветки, проходящей по дну Балтийского моря.

Этот ключевой элемент энергетической стратегии Владимира Путина сейчас испытывает двойное давление: вследствие сложных коалиционных переговоров в Германии и отрицательного настроя Европейской комиссии. Эти проблемы, скорее всего, видоизменят проект, который США и восточноевропейские страны пытаются сорвать.

Линия “Северного потока-2”, проекта стоимостью 9,5 млрд. евро, должна пролечь по пути “Северного потока” – трубопровода, соединяющего российский город Выборг под Санкт-Петербургом и Грайфсвальд в северо-восточной Германии, который был завершен в 2011 году. Он способен переносить до 55 миллиардов кубометров газа в год, что позволяет “Газпрому”, теперь единственному акционеру проекта, поставлять больше топлива в Европу, не платя транзитный сбор Украине. В прошлом году немногим менее половины из 178,3 млрд. кубометров газа, отправленного из России в Европу, прошло через Украину, за что были уплачены транзитные платежи в размере 3,1 млрд. долларов США. Для Украины это важная статья доходов. Государственная нефтегазовая компания “Нафтогаз” в начале этого месяца сообщила, что в первые девять месяцев текущего года налоги, уплаченные компанией за транзит газа, превысили расходы государства на здравоохранение.

Солидарность с Украиной – важный вопрос для Европы, которая официально поддержала стремление страны сблизиться с ЕС. Но существуют и другие причины, по которым европейские страны противятся строительству “Северного потока-2”. Польша, которая хочет диверсифицировать свое энергоснабжение по соображениям национальной безопасности, с трудом мирится с проектом. Словакия тоже недовольна: она потеряет транзитные доходы и прибыль от перепродажи российского газа в Украину, которая отказалась напрямую покупать его у “Газпрома”. США, которые надеются увеличить поставки сжиженного природного газа в Европу, но пока не могут конкурировать с Россией по цене, назвали запланированное увеличение своего экспорта причиной того, что “Северный поток-2” включен в список целей санкций, наложенных на Россию.

Россия утверждает, что инфраструктура украинского трубопровода страдает от хронического недофинансирования,(что можно принять за правду) и требует примерно таких же затрат на ремонт, как и строительство “Северного потока-2” (сомнительно: Всемирный банк оценил, что затраты не превысят 5,5 млрд долларов). Предложение Москвы немецким потребителям просто: обретение дешевого газа в то время, когда немцы платят самую высокую цену в Европе за энергию после того, как страна решила закрыть свои ядерные объекты. Предыдущее немецкое правительство выступало категорически против защиты “Северного потока-2” как чисто коммерческого проекта и оставалось глухим к политическим аргументам. Однако этот вопрос может получить другую оценку со стороны следующей коалиции канцлера Ангелы Меркель, возможность входа в которую в настоящее время обсуждают либеральная Свободная демократическая партия и партия Зеленых.

Партия Зеленых была решительно настроена против “Северного потока-2”, прежде всего по экологическим соображениям. Она утверждает, что трубопровод представляет опасность для Балтийского моря и нетронутых пляжей в северо-восточной Германии, которые являются популярным местом отдыха. Она также настаивает на более быстром внедрении возобновляемых источников энергии, а не на использовании российского газа в качестве “костыля”, пока Германия сворачивает работу ядерных электростанций.

Солидарность с восточными соседями – не являясь приоритетом для правящей партии Меркель и либералов – тоже достаточно важна для левых Зеленых. Таким образом, вопрос “Северного потока-2” стал ключевым моментом на переговорах по коалиции. У Меркель может возникнуть соблазн пойти на компромисс в отношении “Северного потока-2”, чтобы переориентировать партнеров на более острые вопросы, такие как предоставление права на воссоединение семей беженцам.

Компромисс может быть основан на предложении, которое Европейская комиссия выдвинула в среду. Это приведет к тому, что “Северный поток-2”, до сих пор считающийся оффшорным проектом, попадет под директиву ЕС по природному газу. Этот закон требует от трубопроводных проектов обеспечения равного доступа для производителей газа, принятия европейского тарифного регулирования и “отделения” собственности от производства. Если вступит в силу предложение, которое требует одобрения государств-членов и Европейского парламента, “Газпрому” придется продавать акции проекта, возможно, нынешним финансовым инвесторам “Северного потока-2”: немецким компания “Uniper” и “Wintershall”, австрийской компании “OMV”, французской “Engie” и англо-голландской “Shell”

Комиссия, особенно обеспокоенная сохранением европейского единства, призывает к переговорам с Россией, чтобы обсудить, как она будет следовать предлагаемым правилам. Если Германия примет это предложение, это станет серьезным препятствием для “Газпрома”, который предпочитает единолично контролировать инфраструктуру и опасается, что тарифы ЕС могут сделать эксплуатацию нового трубопровода невыгодной в сравнении с транзитом по украинскому маршруту. Когда Европа настаивала на аналогичных правилах для Южного потока, черноморского трубопровода в Южную Европу, Россия предпочла провести трубопровод в сторону Турции.

Однако на этот раз подобного выхода у России не будет. Если Германия согласится с Комиссией, и предлагаемое изменение правил станет законом, России необходимо будет вообще отказаться от проекта или согласиться с новыми условиями. Последнее было бы оптимальным для всех, за исключением, возможно, Украины и производителей СПГ в США.

Производство собственного природного газа в Европе падает, а североафриканские производители, такие как Алжир и Марокко, не могут значительно увеличить поставки. Между тем, несмотря на огромный прогресс в области возобновляемых источников энергии, Европейский союз по-прежнему использует слишком много твердого ископаемого топлива, такого как уголь. В 2015 году из твердого топлива было произведено 24 процента европейской электроэнергии.

Использование большего количества природного газа – это быстрый способ поэтапного отказа от самого грязного способа добывания энергии. Учитывая, насколько диверсифицирован энергетические источники Европы, это не приведет ЕС к критической зависимости от России, особенно при условии, что производители СПГ ждут своего шанса и работают над тем, чтобы снизить затраты.

Кроме того, объекты, функционирующие на угле, будет относительно легко вернуть в работу в случае сбоев в поставках. В любом случае Россия, так же зависимая от экспорта энергии, не хотела бы разрушать существующее доверие, перекрывая поставки газа в Европу, даже несмотря на то, что холодная война Кремля с Западом обостряется. Силящаяся не потерять позиции на имеющем принципиально важное значение европейском рынке, Россия стратегически заинтересована в соблюдении европейских правил.

Что касается Украины, то ее недавнее предложение о снижении тарифов с 2019 года по окончании текущего контракта с Газпромом, предполагает пролонгацию получения доходов, хотя и меньших, от транзита российского газа, особенно на фоне увеличения потребления со стороны Европы. Кто знает, может быть, конкуренция, наконец, заставить проводить реформы, которые будут способствовать притоку инвестиций в страну, которая слишком долго полагалась на легкие деньги за транзитные сборы.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи