Как сын народного депутата застрелил человека, и чем происшествие может закончиться для стрелявшего и хозяина ружья.
Вчера в Бахчисарае, в особняке народного депутата от оппозиционной Батькивщины, главы Меджлиса крымскотатарского народа Мустафы Джемилева выстрелом из ружья в голову был убит человек. Главным и единственным подозреваемым оказался его 32-летний сын Хайсер. В отношении него возбуждено уголовное дело по статье “умышленное убийство”. Об этом сообщает ЛІГАБізнесІнформ.
Сам подозреваемый своей вины не отрицает, сейчас он находится в милиции. По одной из версий, выстрел прозвучал, когда Хайсер чистил охотничье ружье. По другой – сын главы Меджлиса стрелял с балкона второго этажа из ружья по птицам и случайно попал в человека – прямо в голову. Погибший – местный житель, 44-летний Февзи Эдемов. У него остались вдова и двое детей.
Версии родителей
Мустафа Джемилев говорит, что узнал об убийстве от самого Хайсера. Тот позвонил отцу сразу после происшествия. Народный депутат сразу подчеркнул, что у его сына имеются проблемы с психическим здоровьем.
“Я находился в Симферополе на встрече, – рассказал Мустафа Джемилев. – И вдруг мне позвонил сын и сказал: “Я убил человека!” Естественно, я тут же выехал домой. Пять лет назад он лечился во Львове в психиатрической клинике. Потом его выписали, он пил лекарства и даже женился. А недавно у него, видимо, снова началось обострение. Хотя мы этого и не заметили”.
По словам Джемилева, Хайсер питает большую страсть к огнестрельному оружию. “Когда я был в отъезде, он залез через форточку в мой закрытый кабинет, взял там ружье с оптическим прицелом и ничего мне об этом не сказал. У него была страсть к оружию. В тот день, когда произошла трагедия, сын стоял у окна и возился с ружьем. Крутил, крутил… И, видимо, случайно выстрелил”, – рассказал о трагедии политик.
По словам матери Хайсера – Сафинар Джемилевой, никаких предпосылок для ссоры между ее сыном и погибшим не было.
“Февзи пришел в огороде помочь, – рассказала женщина. – Он и раньше часто приходил к нам, помогал мне. А Хайсер… Я не знаю как, зачем, из чего он выстрелил. Все любили Февзи – он нам был, как член семьи. Хайсер дома перезаряжал или играл с оружием, и нечаянно выстрелил. Они за несколько минут до этого вместе подвязывали помидоры на огороде – закончили и зашли домой. Потом Февзи говорит – там еще два помидорчика осталось подвязать, взял веревочки и пошел довязать”.
Версии анонимных источников
В крымских СМИ, со ссылкой на некий источник в милиции, пишут, что сын Мустафы Джемилева в момент происшествия находился в состоянии наркотического опьянения. По данным этого анонимного источника, Хайсер выстрелил в рабочего, который уже несколько дней занимался мелким ремонтом на территории домовладения, из окна: возможно, по неосмотрительности принял Эдемова за грабителя.
Источник в бахчисарайской мэрии, которого цитирует Сегодня, рассказал, что в городе подвергают сомнению версию несчастного случая: “Этот случай произошел не на охоте и не на рыбалке – там еще уместен случайный выстрел. А тут – бытовая ссора. Пуля из карабина не стрелку попала, а другому человеку в голову. Пистолет еще можно в руке покрутить, а ствол ружья, вероятно, был направлен. И потом, все знают, что не такие уж и гладкие были отношения у Хайсера с родственником председателя бахчисарайского меджлиса Ахтема Чийгоза. Трудно эту историю будет вывернуть на случайный выстрел”.
Официальные данные правоохранителей
32-летний Хайсер Джемилев сейчас пребывает под стражей в СИЗО. При задержании он сопротивления не оказывал, свою вину признал. По сообщению милиции, убийство предварительно квалифицируется по ч.1 ст.115 УК Украины (умышленное убийство). Эта статья предусматривает лишение свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
Вечером того же дня, когда случилось ЧП, на брифинге в Симферополе начальник крымского главка МВД Михаил Слепанев подтвердил, что убийство произошло во дворе дома Джемилевых, роковой выстрел был произведен из охотничьего оружия. По словам Слепанева, Февзи Эдемов от ранения в голову погиб на месте. Оружие изъято, но на момент брифинга еще не был установлен его хозяин – на кого именно было зарегистрировано. До наступления темноты милиция проводила обход соседей Джемилевых – искала очевидцев трагедии. Главный милиционер Крыма пообещал объективное и всестороннее расследование.
Мнения экспертов
Журналист выяснил, чем может обернуться совершение убийства для человека, у которого медиками были зафиксированы проблемы с психическим здоровьем. И какую ответственность может понести владелец огнестрельного оружия, из которого было совершено убийство.
Сотрудник киевского Центра политико-правовых реформ Александр Банчук сообщил, что, согласно требованиям Уголовного процессуального кодекса, правоохранители должны в каждом конкретном случае определять, что происходило с человеком в момент совершения определенных действий, оценивать его психическое состояние.
“Прежде всего, необходимо произвести психологическую экспертизу. У человека может быть справка, выданная психиатром и десять, и пять лет тому назад, но это ни о чем не говорит. Если человека не удерживают в соответствующем психиатрическом учреждении, значит были основания для его свободного пребывания в обществе, и какая-либо справка не может служить оправданием”, – сказал эксперт.
Что касается владельца оружия, его ответственности за возможное нарушение правил хранения, Банчук отметил: “Если владелец допустил доступ к своему оружию третьих лиц – это как минимум административное правонарушение. Естественно, человек, который ограничен в дееспособности, не может быть владельцем оружия. И не должен иметь к нему доступа”.
Подобного мнения придерживается и киевский адвокат Константин Яли. “Наличие психической болезни еще не означает невменяемости человека. Человек может иметь проблемы с психикой, но при этом в момент совершения преступления полностью отдавать себе отчет в своих действиях. Однако если окажется, что в момент убийства он был невменяемым, тогда речь, вероятнее всего, пойдет о принудительном стационарном психиатрическом лечении. Как правило, такое лечение длится шесть месяцев, после чего медики должны провести его психиатрическую переаттестацию. Если же подозреваемого признают вменяемым, а дело будет квалифицировано как убийство по неосторожности, максимальный срок заключения – 5 лет. При этом возможен даже и условный срок”, – сказал юрист.
В случае, если ружье зарегистрировано на Мустафу Джемилева (депутат упоминает, что сын взял ружье в его кабинете без разрешения), то может понести довольно суровую ответственность и сам владелец оружия. Яли отметил: “В случае, если были ненадлежащие условия хранения оружия и это повлекло за собой тяжкие последствия или смерть людей, закон предписывает наказание вплоть до трех лет лишения свободы. При этом нарушение правил хранения оружия в доме, где проживает человек с психическими отклонениями, может стать отягощающим обстоятельством во время судебного разбирательства”.