Газовые предприятия покупались с заделом на будуще
Эксперты не исключают, что конечным владельцем акций станет Газпром
Потратив более 300 млн.грн. на приватизационных конкурсах, ЧАО Газтек стало обладателем миноритарных пакетов акций 13 гор- и облгазов. Предприятие связывают с бизнесменом Дмитрием Фирташем, который пытается укрепить свои позиции на газовом рынке. На быструю прибыль покупателю рассчитывать не приходится, говорят эксперты. А вот в будущем их перепродажа будет весьма выгодной.
Посильная ноша
Еще в июле глава Фонда государственного имущества Украины Александр Рябченко дал понять, что структуры Фирташа будут участвовать в приватизации. “Для нас было бы неприятным сюрпризом узнать, что его компании не собираются покупать. Кто-то же должен деньги платить”, – указывал он.
Сам бизнесмен также подтверждал свою заинтересованность в покупке активов. “Если будет приватизация, а она планируется, то мы обязательно будем участвовать. Своих конкурентов не знаем”, – заявил он.
О компании Газтек практически ничего неизвестно, кроме того, что ее владельцами являются несколько офшоров. В самой Group DF уходят от ответа о наличии связей Газтека с владельцем группы. В частности, управляющий директор Group DF Борис Краснянский в СМИ заявил, что ему ничего об этом неизвестно.
Директор по развитию Kreston GCG Андрей Попов напоминает, что формально, собственниками ЧАО Газтек являются ряд кипрских компаний – Krezer Holdings Limited, Nesiba Venchers Limited, Pasler Enterprises Limited и Porala Venchers Limited. В то же время, в начале сентября 2012 года Газтек привлек у банка “Надра”, который обслуживает его счета, кредитную линию на сумму 250 млн.грн.
По данным СМИ, банк Надра контролируется Фирташем через австрийскую компанию Centragas Holding AG, входящию Group DF. В настоящее время ключевыми клиентами, обслуживающимися в банке Надра, являются предприятия группы – в химической, титановой, газовой отраслях. К тому же, в условиях кризиса ликвидности, когда сложно получить кредит даже для текущей деятельности, Фирташ вряд ли кредитовал бы кого-то постороннего для покупки новых активов. “Следовательно, Газтек действительно связано с Дмитрием Фирташем”, – полагает эксперт.
Объем покупок
Газтек ранее уже владел миноритарными пакетами акций в ряде гор- и облгазов. Среди прежних владельцев газовых компаний, госпакеты которых были выставлены на приватизацию, кроме Газтека также значились ЧАО Ролюкс, ПАО АгроПромКомплект, кипрская компания Матерон Лтд, Сток Холдер (Киев), Оксидент (Киев), Хмельницкгаз, инвестиционная компания “Добрый капитал”. Все они, если верить СМИ, подконтрольны структурам Дмитрия Фиратша.
Если Газтек и указанные компании действительно подконтрольны бизнесмену, то победа Газтека в конкурсах позволит сосредоточить в одних руках контрольные пакеты 13-ти предприятий по газоснабжению и газификации.
На конкурсы были выставлены государственные пакеты акций от 15% до 26%. Наиболее дорого Газтеку обошлись 26% ПАО Луганскгаз. За пакет акций компания выложила 81,41 млн.грн. Дешевле всего Газтек купил 26% ПАО Тысменицагаз, приобретя пакет за 1 млн.грн.
После покупки Фирташ увеличил свои доли в ПАО Николаевгаз до 50,22%, ПАО Ивано-Франковскгаз – до 35,01136%, ПАО Днепропетровскгаз – до 50,85%, ПАО Запорожгаз – до 49,93%, ПАО Луганскгаз – до 49,93%, ПАО Винницагаз – до 34,759%, ПАО Житомиргаз – до 50,9299%. Пакеты остальных предприятий были приобретены впервые.
На все про все компания потратила 326,22 млн.грн. Если учесть, что кредитная линия банком Надра была открыта на 250 млн.грн., выходит, что Газтек превысил лимит на 76,22 млн.грн. Но, скорее всего, если учесть, что покупатель связан с Фирташем, для Газтека это станет допустимыми издержками.
Видимость борьбы
В большинстве конкурсов участвовали два претендента – ЧАО Газтек и ООО ИК Финлекс-Инвест. Компанию, которая так упорно и, в большинстве случаев, безуспешно конкурировала с Газтеком, также связывают с Group DF. Если это так, то структуры, подконтрольные бизнесмену лишь имитировали конкуренцию. Более подробную информацию о компании Финлекс узнать не удалось. Из открытых источников известно, что миноритарными пакетами акций владеют две оффшорные компании.
Из общего числа конкурсов, проведенных начиная с конца августа, Финлекс-Инвест победило лишь в борьбе за 26% Лубныгаза, приобретя актив за 5 млн. 60 тыс.грн. Кроме того, по данным СМИ, под управлением компании уже находится 15,132% Кировоградгаза и 40,822% Мелитопольгаза.
Если считать, что Газтек и Финлекс подконтрольны Дмитрию Фирташу, то из 17-ти конкурсов по приватизации газовых компаний он выиграл в 14-ти.
Единичные покупки
Победителем еще одного конкурса стала финансовая компания Финэкс-Украина, однако, по данным деловых изданий, компания совершила эту покупку в интересах третьего лица. Финэкс практически без борьбы приобрела пакет 26% ПАО Полтавагаз за 20,305 млн.грн.
СМИ связывают Полтавагаз с Алексеем Лелюком. В 2003-2004 годах он занимал должность председателя правления Полтавагаза, с 2007по 2010 годы был народным депутатом от Партии регионов, а с декабря 2010 года занимает должность председателя Государственного агентства резерва Украины.
Еще один участник газовой приватизации – группа компаний “Содружество”, которую связывают с бизнесменом Виктором Поповым, выиграла конкурсы по покупке 26% Кременчуггаза (цена продажи 21,7 млн.грн.) и 20,82% Херсонгаза (11,9 млн.грн.).
Лоты не для всех
Говорить о рыночной цене выставленных на конкурсы газовых активов не приходится, считает эксперт энергетического рынка Дмитрий Марунич. Если бы государство реализовало масштабные реформы в секторе, тогда можно было бы говорить о более высокой цене. “В нынешних реалиях я не верю, чтобы кто-то заплатил больше”, – говорит эксперт.
Марунич подчеркивает, что ни иностранцы, ни россияне даже не пытались зайти в этот сегмент рынка. “Купили те, кто мог себе позволить… Те, кто имеет, наверное, хорошие лоббистские возможности”, – указывает он.
Андрей Попов из Kreston GCG добавляет, что бизнес региональных газораспределительных активов может быть стабильным и прибыльным, поскольку базируется на удовлетворении базовых потребностей человека в тепле. “Впрочем, этим бизнесом нужно уметь заниматься. Сами по себе газораспределительные активы, без доступа к газовому и политическому ресурсу, не представляют особой ценности. И то, и другое в Украине есть только у Фирташа”, – подчеркивает эксперт.
“К тому же, на конкурсах были выставлены неконтрольные пакеты акций – достаточные, чтобы усилить влияние существующих акционеров (прежде всего, Фирташа), но малоинтересные сторонним покупателям”, – говорит Попов.
Марунич также указывает на то, что далеко не все пакеты заслуживали слишком большого внимания в нынешних условиях. “Нужно вкладывать деньги в модернизацию, нужно принимать огромное количество подзаконных актов”, – напоминает он.
Эксперт допускает, что Фирташ будет стремиться создать в соответствие с антимонопольным законодательством особую структуру на рынке в расчете на то, что рано или поздно произойдет либерализация рынка. Тогда все приобретенные им активы, работающие сегодня с рентабельностью 5%, начнут полноценно функционировать и получать прибыль.
Тень Газпрома
По мнению Попова, вероятнее всего, Фирташ не будет стратегическим инвестором на этом рынке. Эксперт допускает, что наиболее вероятным финальным покупателем станет российский Газпром.
Поясняя свою позицию, директор по развитию Kreston GCG указывает, что, во-первых, Дмитрий Фирташ имеет многолетний опыт сотрудничества с россиянами в газовых вопросах. Во-вторых, Газпром заинтересован в газораспределительной сети Украины, чтобы получить доступ к конечным потребителям газа (Газпром уже участвует в газораспределительных системах Великобритании, Франции, Италии и Чехии).
В-третьих, говорит Попов, по ряду причин Газпром не может участвовать в нынешнем разгосударствлении газораспределительных компаний напрямую – как по политическим, так и по юридическим причинам (например, условия ряда тендеров не предусматривали участие компаний с большой долей госсобственности).
Также Газпрому интересен бизнес, который очищен от долгов и приносит прибыль. “Фирташу, имеющему значительное политическое влияние в Украине, улучшить финансовое состояние газораспределительных активов проще, чем иностранному инвестору. Так, в 2011 году Верховная Рада списала задолженность за газ предприятий облгазов на сумму 7,4 млрд. грн., что сделает их более финансово привлекательными”, – говорит эксперт.
В пользу этой версии говорит и опыт сотрудничества Газпрома со структурами Фирташа – в капитале СП Росукрэнерго, которое поставляло газ в Украину, половина принадлежала Газпрому, а половина – Group DF через австрийскую компанию Centragas AG.
В свою очередь, Марунич сомневается в заинтересованности Газпрома в украинских сетях. Он напоминает о европейских принципах функционирования энергокомпаний на рынке газа. По сути, указывает эксперт, Газпром не может одновременно и реализовывать газ и владеть сетями.
“Если Украина последовательно пойдет по пути имплементации европейских принципов, а пока она движется в этом направлении, я не вижу, как Газпром может совместить эти функции. Это история, которая не будет реализована”, – говорит Марунич. В противном случае, говорит эксперт, Газпром может поглотить отечественный газовый сектор в течение пяти лет.