Последние новости
17 января 2025
16 января 2025

“Валютная война” в украинской песочнице

no image

Предновогоднее информационное затишье взорвало постановление правления Национального банка Украины за номером 544, которым были изменены правила торговли иностранной валютой

Документом, среди прочего, отменялось постановление НБУ (№462) от 29 сентября 2004 года, которым в то время ограничили порядок установки банками курсов купли/продажи наличной иностранной валюты. В частности, были сняты ограничения относительно привязки курса покупки и продажи валюты украинскими банками к официальному курсу НБУ с разницей от него в размере не более 2%.
Следует также отметить, что постановление №544 согласовано с нынешним главой НБУ Сергеем Арбузовым, который на момент его принятия (14 декабря) занимал должность первого замглавы Нацбанка и курировал курсовую политику. В Минюсте решение зарегистрировано 24 декабря, днем позже назначения Арбузова главой НБУ – иначе говоря, можно предположить, что постановление выдержано в рамках той политики, которую намерен вести новый глава украинского Центробанка.
Вместе с тем необходимо отметить, что требование Нацбанка о возможности изменения курса валют коммерческими финансово-кредитными учреждениями только один раз в день до 20 часов как действовало с 2004 года, так действует и сейчас – это условие было закреплено еще в 2002 году. Однако с 2002 по 2004 годы действовал коридор между обменными курсами валют коммерческих банков и официальным курсом НБУ в размере до 3%.
Именно к этому автоматически и вернулся отечественный банковский рынок, согласно постановлению правления Нацбанка (нового ограничения в постановлении-544 указано не было, а значит – в силу вступили нормы, действовавшие до 2004 года).
Эту “половинчатость” (опустим за рамки данного текста целесообразность или нецелесообразность полного отказа от регулирования валютных операций банков) отметил для “Комментариев” и Первый замглавы комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности Станислав Аржевитин. По мнению депутата, таким решением новое руководство Нацбанка “пытается показать”, что началась политика либерализации рынка. Однако, подметил он, такая политика целиком приемлема лишь для стабильной рыночной экономики.
К слову, при стабильной ситуации на рынке банки и без всяких ограничений автоматически соблюдали бы привязку к официальному курсу – поделился в свою очередь с “Комментариями” своим видением ситуации финансовый аналитик Эрик Найман.
Вместе с тем, добавил Станислав Аржевитин, в сегодняшних украинских реалиях такое решение, может быть направлено на поддержку (внимание) отечественных экспортеров – путем контролируемой девальвации гривны. “Широкомасштабную либерализацию валютного рынка ждут экспортеры”, – заявил он на вопрос “Комментариев”, кому может быть выгодна вероятно начинающаяся либерализация рынка.
Объективно, логика в этих словах есть. Общеизвестно, что девальвация способствует росту экспорта, так как экспортер при обмене вырученной за продукцию валюты на внутреннюю обесцененную валюту получает гарантированный доход. С другой стороны, девальвация повышает цены на импорт, что делает его неконкурентоспособным по отношению к отечественным товарам.
При этом депутат не считает, что такой шаг Нацбанка приведет к значительному падению национальной валюты. “Новый глава Национального банка не захочет в свои первые 100 дней остаться в истории как человек, который обесценил национальную валюту”, – отметил он.
На всем этом фоне необходимо отметить, что НБУ в следующем году по-прежнему намерен подстраховываться от резких курсовых скачков путем собственных валютных интервенций на рынке – а значит, курс по-прежнему будет зависеть от одного игрока. В частности, это положение “контролируемой свободы” закрепляется и в Основных принципах денежно-кредитной политики Национального банка на следующий год. “Валютные интервенции будут предусматривать необходимость достижения инфляционных целей, сглаживания резких курсовых колебаний гривны и повышения международных резервов до уровня, который обеспечивает необходимую защиту национальной экономики от негативных внешних шоков”, – отмечается в документе.
И все-таки, о девальвации гривны эксперты говорили и продолжают говорить. В частности, это подтвердил и старший аналитик инвесткомпании Concorde Capital Никита Михайличенко – по его мнению, ослабление национальной валюты в следующем году может составить до 5%. Причем, если Нацбанк и пойдет на такой шаг, то, в первую очередь, желая поддержать украинский экспорт. Эксперт также считает, что постановление НБУ означает скорее не начавшуюся широкую либерализацию валютного рынка, но лишь “слишком умеренные шаги” в этом направлении.
В то же время, отметила макроэкономист Renaissance Capital Ukraine Анастасия Головач, постановление обусловлено не желанием девальвировать национальную валюту (чего можно достичь, по ее мнению, используя только механизм интервенций), а договоренностями с МВФ по постепенному отходу от политики поддержания двух валютных курсов – межбанковского и официального.
“Западу не понятна политика двух курсов, такого инструмента, как официальный курс НБУ. В результате будет постепенный отход от него. Я считаю, что в будущем курс в “обменниках” будет больше зависеть от межбанковского курса, а он всегда зависит от спроса и предложения”, – считает эксперт.
По ее словам, такая политика приведет к большей волатильности на валютном рынке. А курс гривны к доллару к концу года в Renaissance Capital прогнозируют на уровне 8,1.
Однако если все-таки “большая игра” с курсом гривны действительно имеет место, нельзя не отметить ее сходство с уже нашумевшими с осени “валютными войнами” в мире. При этом, отмечает Аржевитин, Украина слабо интегрирована в международные процессы, и в данном случае вряд ли можно говорить о том, что Нацбанк принял эстафетную палочку такой финансовой войны.
Более вероятно, что экспортеры наконец-то достучались со своими проблемами до власти. Или же, предположим, власть посчитала возможным наконец-то услышать кого-то из отечественных экспортеров, несомненно заинтересованных в ослаблении гривны. Но в рамках этих возможных договоренностей действительно трудно говорить о чем-то согласующемся с текущими мировыми тенденциями. Скорее, речь идет о своеобразной игре в такой себе “украинской песочнице”.
К слову, уже упоминаемых 3% разницы между курсами коммерческих банков и официальным курсом, который на сегодня составляет 7,96 грн за $1, дают коридор в пределах 7,72-8,2 грн за $1. А еще в ноябре текущего года директор департамента аналитики компании Foyil Securities Агшин Мирзазаде прогнозировал, что необходимость привлечения очередного транша МВФ (выделение которого было одобрено 22 декабря) и ухудшение текущего счета могут вынудить правительство пересмотреть курс гривны и привести к ее девальвации до 8,2 грн за $1 уже в первом полугодии 2011 года.

Источник: Комментарии


Все статьи