В недрах правительства вызрела новая реформистская идея: переселить безработных туда, где есть рабочие места. И, вместе с тем, перетасовать электорат
Недавно Сергей Тигипко поручил Государственной службе занятости рассмотреть возможность перемещения рабочей силы в те регионы, где в ней есть необходимость. «Мы сейчас делаем совершенно новые подходы к проблемам трудоустройства, изучая лучший мировой опыт. Людям, потерявшим работу, надо помогать», – сказал Сергей Тигипко. И добавил: работодатели должны быть заинтересованы в привлечении специалистов в возрасте. Также, по его словам, для решения вопроса трудоустройства людей предпенсионного возраста необходимо создать в стране эффективную систему профессиональной переподготовки.
То есть, во-первых, можно предположить, что в стране будет создана некая программа, под которую выделят бюджетные деньги, а, значит, на них кто-то обязательно сядет и будет ими распоряжаться. Во-вторых, непонятно, как идея Тигипко о трудоустройстве людей предпенсионного возраста соотноситься с видением работодателей, собственно говоря, и обеспечивающих граждан работой. Иными словами, вместо того, чтобы стимулировать работодателей к созданию новых рабочих мест, им могут предложить обязаловку по трудоустройству под видом новой глобальной государственной программы. К тому же, считают ученые, любые искусственные миграционные процессы в период пребывания страны в демографической «яме» являются весьма неразумными.
Как показывает история, любая миграционная программа требует значительных материальных ресурсов. Например, масштабного строительного объекта (вроде всемирно известной Байкало-Амурской магистрали). Подобное строительства даже под Евро-2012 в Украине не проводилось. И вряд ли это возможно в среднесрочной перспективе – у страны на это просто нет средств. Кроме того, для реализации подобного проекта необходимы деньги на постройку жилищного фонда. Ведь людям нужно где-то жить, не в бараки же им переезжать. Как известно, у нас все жилищные программы заканчиваются громким «пшиком».
Можно было бы перенять опыт Петра Столыпина, который в начале ХХ века активно переселял рабочую силу, мотивируя ее земельными участками. Но, к сожалению, и этот вариант в Украине невозможен. Местные феодалы, которые, по сути, скупили всю землю в стране, добровольно и бесплатно не отдадут ни кусочка. Более того, регионы, нуждающиеся в рабочих руках, в большинстве своем – аграрные (Черниговщина, Херсонщина), а как на земле будут работать жители индустриальных регионов, где как раз уровень безработицы достаточно высок – вопрос без ответа…
Так же как и проблема оседлости украинцев. Как утверждают ученые, украинцы больше склонны к трудовой миграции за пределы своей страны, даже в нелегальном статусе. И главный стимул – возможность заработка, который позволяет содержать не только себя, но и семью на родине. Сможет ли Черниговщина конкурировать с Испанией по этому критерию – вопрос риторический.
Как сообщила «Комментариям» ученый-демограф Ирина Прибыткова, «в советское время побочные эффекты миграции не принимался во внимание. В частности, внутренние переселения в Украине в те времена привели к депопуляции сельского населения. В силу этого, я считаю подобную политику вредной». Может, именно такую задачу ставят в правительстве?
«При этом стоит учитывать, что в советское время давали хорошие подъемные, было организовано строительство жилья. Если у нашей власти есть такие ресурсы, они могут попытаться. Но я заранее говорю, что это к успеху не приведет», – подчеркнула она.
Так, в случае проведения подобных трудовых миграций, могут возникнуть «нежелательные эксцессы»: люди сейчас живут довольно бедно, и если приезжим дадут какие-либо привилегии или преференции, это вызовет незамедлительную неблагожелательную реакцию среди аборигенов. «Когда в Крым начали возвращаться депортированные народы, то местное население сразу же начало реагировать. Во-первых, они боялись, что у них отнимут дома, во-вторых, считали, что приезжим дают всяческие привилегии за счет местного населения. Это все вызывало недружелюбное отношение к «варягам», – резюмировала Ирина Прибыткова.
Учитывая все побочные эффекты потенциального «великого переселения народов», можно лишь констатировать: лучше бы вице-премьер довел до ума пенсионную реформу. Если же говорить серьезно, то специалисты видят в миграционной идее правительства лишь два момента: пиар и попытку перетасовки электората для «размывания» устоявшихся на протяжении десятилетий электоральных симпатий.