Через семь лет истечет срок эксплуатации 11 из 15 атомных энергоблоков Украины. Однако правительство Украины надеется модернизировать их - за счет кредитов ЕБРР.
Тему безопасности украинской атомной энергетики подымает Deutsche Welle.
Хотя в Украине всего через семь лет заканчивается срок эксплуатации 11 из 15 атомных энергоблоков, правительство страны намерено модернизировать их за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Например, расчетный срок эксплуатации первого блока Южноукраинской АЭС, начавшего работу еще в 1982 году, подходит к концу уже в конце 2013 года. Но, согласно нынешним планам Киева, блок должен проработать на полную мощность еще как минимум 17 лет. В 2014 году истечет срок эксплуатации и первого блока Запорожской АЭС, но и его правительство отключать не намерено. Ведь, согласно энергетической стратегии Киева, все нынешние АЭС должны продолжить работать до 2030 года и покрывать, как и сегодня, более 47 процентов энергетических потребностей страны. Ко всему прочему, к 2030 году Украина планирует возвести еще шесть ядерных энергоблоков.
В министерстве энергетики и угольной промышленности Украины уверены, что работа реакторов сверх проектного времени “потенциально возможна, если при этом выполнять нормы радиационной безопасности”. Чиновники называют и один из наиболее эффективных путей модернизации станций – замену генерирующих мощностей. Для реализации этих планов потребуется более миллиарда евро. Таких денег у государства нет, поэтому Киев рассчитывает на иностранных кредиторов, в частности на ЕБРР.
Последний пообещал до конца марта рассмотреть вопрос о ссуде в 300 миллионов евро на модернизацию атомных электростанций. “Это процесс непростой, – объясняет ситуацию Антон Усов, представитель ЕБРР на Украине, – ведь часть государств (доноров ЕБРР. – Ред.) проповедуют безъядерную политику, остальные – наоборот. Все решится в середине марта, после заседания акционеров банка”.
Если ЕБРР кредит не даст, государственному предприятию “Энергоатом” придется прибегнуть к другим средствам, например увеличить тарифы на электроэнергию для населения и промышленности. “Это негативно повлияет на бюджеты энергоемких предприятий и уровень жизни социально незащищенных слоев населения”, – предупреждает Виссарион Ким, и.о. президента “Энергоатома”.
Одновременно Киев планирует возведение новых реакторов. В частности, в планах правительства – расширение Хмельницкой АЭС, причем на деньги России. Проектом, стоимость которого составляет 10 миллиардов долларов, будет управлять “Росатом”. “Это своеобразное геополитическое давление на Украину, – считает Кирилл Савин, глава украинского представительства Фонда имени Генриха Бёлля. – Тут мы имеем дело с лоббизмом атомщиков и компаний, которые буду принимать участие в строительстве”.
По данным эксперта, необходимости в строительстве новых атомных энергоблоков в Украине нет. “В любой момент времени два реактора простаивают, – отмечает Савин. – Это не потому, что они сломаны, а оттого, что лишние”. Более того, и после завершения строительства работа новых энергоблоков будет зависеть от России, так как своего топлива для АЭС у Украины нет. “Чтобы из урана сделать топливо для атомной станции, его надо отправлять в Россию для обогащения”, – поясняет Кирилл Савин.
При этом украинскими властями движет далеко не забота о нуждах населения, считают опрошенные DW эксперты. Так, Александр Тодийчук, президент Киевского международного энергетического клуба “Q-club” уверен, что правительство, удерживая низкие тарифы на электроэнергию, лоббирует интересы промышленности. “Олигархические группы просто на этом паразитируют, – говорит Тодийчук. – Ведь в условиях энергетически неэффективной экономики, дешевая энергия помогает покрывать все убытки. Украине это наносит большой вред”.
В то время, когда в мире пытаются сделать экономику энергоэффективной, Украина, наоборот, хочет потреблять ее больше. “Правительство живет вчерашним днем”, – говорит эколог Ирина Головко. Она является координатором украинских проектов CEE Bankwatch Network – объединения неправительственных организаций стран Центральной и Восточной Европы, занимающегося мониторингом деятельности международных финансовых организаций, а также разработкой рациональных с экологической, социальной и экономической точки зрения альтернативных проектов. Головко уверена, что “нужно идти в прямо противоположном направлении: не к наращиванию, а к сокращению мощностей АЭС”.
С этим согласен и Кирилл Савин: “Сейчас мир идет к отказу от атомной энергетики, а “Энергоатом” пропагандирует его ренессанс”. В качестве примера эксперт привел Германию, которая принципиально решила отказаться от ядерной энергетики. Согласно планам правительства ФРГ, последний реактор в стране должен быть выведен из эксплуатации в 2022 году.
Если бы власти действительно заботились о безопасности Украины, они просили бы у кредиторов деньги не на модернизацию АЭС, а на постепенное закрытие атомных электростанций станций и утилизацию отходов, – к такому выводу пришли все опрошенные DW экологи.