Последние новости
13 ноября 2024
12 ноября 2024

По числу служебных автомобилей Украина в сотни раз опережает страны Европы

6 марта 2012, 11:23
no image

По числу служебных автомобилей Украина в сотни раз опережает благополучные страны Европы

И начатая Кабмином кампания по сокращению расходов не меняет ситуацию: пока в правительстве экономят, в регионах покупают.

Если бы британский премьер Дэвид Кэмерон при выборе служебного автомобиля брал пример с Президента Украины, он должен был бы сменить свой шикарный Jaguar XJ Sentinel за $ 478 тыс. на суперкар Bugatti Veyron стоимостью $ 2,4 млн. Такая сумма выйдет, если учесть соотношение цены автомобиля первого лица государства к ВВП.

Виктор Янукович пользуется бронированным Mercedes S600, который стоит как минимум $ 213 тыс., – это вдвое дешевле реального автомобиля Кэмерона, но и ВВП Украины в 11 раз меньше британского.

Украинские чиновники позволяют себе неоправданные траты, когда речь идет о служебных машинах, и этим существенно отличаются от своих европейских коллег. В Великобритании на всех высших госслужащих приходится 191 служебный автомобиль, и ни один из них не закреплен за отдельным человеком. Транспорт распределяют по заявкам, а если дистанция предполагаемой поездки невелика, то представитель власти едет своим ходом.

Виктор Янукович пользуется бронированным Mercedes S600, который стоит как минимум $ 213 тыс.,

В Украине же, несмотря на сокращение служебного автопарка, затеянное премьером Николаем Азаровым, гараж чиновников поражает масштабами. В Кабмине гордятся, что теперь число автомобилей, которые возят государственных менеджеров, вплоть до уровня обладминистрации, сократилось до рекордно низкой по украинским меркам отметки – 6.972 штук. Однако это в 36 раз больше гаража британцев и в 268 раз превосходит показатель Дании, ВВП которой в пять раз выше украинского.

“Правительство два года осуществляет политику жесткой экономии на содержание аппарата госуправления”, – сообщил Корреспонденту Азаров. Но за пределами прямой видимости из окна его кабинета на улице Грушевского аппарат продолжает покупать себе дорогие автомобили.

За два первых месяца нынешнего года Минэкономики, контролирующее авторасходы госслужащих, заблокировало лишь 27 покупок такого рода. На этом удалось сэкономить более $ 600 тыс. За тот же период чиновники разных уровней, по подсчетам Корреспондента, потратили на покупку, содержание и аренду машин почти в пять раз больше.

Въезд почти запрещен

В декабре прошлого года премьер подписал постановление, сокращающее служебный автопарк, и запретил тратить бюджетные средства на дорогие машины. Это стало логичным продолжением его политики по минимизации госрасходов.

“Государство не позволяет себе транжирить средства на дорогостоящие автомобили. А если какой-то идиот среди госслужащих себе что-то и позволяет, то ему по рукам дают”, – заявил в конце 2011-го премьер, сгоряча уволив директора харьковской ТЭЦ, пытавшегося за казенный счет купить внедорожник за $ 100 тыс.

Чиновников АП пересадили на бюджетную модель Skoda Octavia, цена которой лежит в пределах $ 21-29 тыс.

Если судить о результатах сокращения расходов на транспорт по Кабмину или Администрации Президента (АП), Азарова можно поздравить с успехом.

К примеру, чиновников АП пересадили на бюджетную модель Skoda Octavia, цена которой лежит в пределах $ 21-29 тыс. На Mercedes в администрации ездят лишь два человека. Глава АП Сергей Левочкин использует личный Mercedes-Benz S600 – цена подобных машин стартует от $ 213 тыс. Его зам Андрей Портнов управляет Mercedes-Benz S500 (стоимость модели начинается со $ 137 тыс.), и это тоже собственная машина.

Отказывают себе в лучшем и другие випы. К примеру, спикер парламента Владимир Литвин ездит на Mercedes-Benz S600, хотя, как заверили Корреспондент в Управделами аппарата Верховной Рады, автомобилю пошел девятый год.

Бережет госденьги и премьер. “Я езжу на Mercedes-Benz 2006 года выпуска, который мне пришлось серьезно отремонтировать, когда я приступил к исполнению обязанностей”, – уверил Азаров Корреспондент. Автомобиль достался ему в наследство от Юлии Тимошенко.

Азаров следит и за расходами своих подчиненных. К примеру, новых машин Кабмин уже два года не закупает. Кроме того, в стране действуют сразу два лимита на приобретение служебного транспорта.

В стране действуют сразу два лимита на приобретение служебного транспорта.

Первый, принятый еще в 2001 году, устанавливает ценовые ограничения. Члены правительства и глава АП не имеют права закупать машины дороже 500 тыс. грн. ($ 62,5 тыс.) – это уровень цен нового Audi A4. Должностные лица аппарата Рады, АП и секретариата Кабмина не могут выйти за рамки 250 тыс. грн. ($ 31,3 тыс.), а значит, их автомобиль – Skoda Superb в начальной комплектации.

Руководителям центральных органов власти нужно “выживать” на 110 тыс. грн. ($ 13,8 тыс.) – то есть их должны возить автомобили уровня Skoda Fabia в самой минимальной комплектации.

И замыкают “пирамиду” руководители органов местного самоуправления, которым запрещена покупка машин стоимостью выше 60 тыс. грн. ($ 7,5 тыс.). Это означает, что они не могут купить “под себя” даже скромный ЗАЗ Сенс, и пределом их мечтаний должна быть собранная в Луцке вазовская “семерка” или миниатюрный китаец Chery QQ.

Однако парковка под любым ведомством, начиная от Кабмина и заканчивая горгосадминистрацией, заставленная лимузинами и дорогими внедорожниками, служит лучшим доказательством того, что ограничения не действуют.

“Все финансовые лимиты, которые устанавливались Кабмином, чиновники всегда обходили, – рассказывает Корреспонденту Арсений Яценюк, лидер оппозиционной партии Фронт змін, вспоминая свой опыт работы в правительстве. – Запрещаешь покупать машины на министерство, тут же создавалось госпредприятие, на которое они покупались”.

Запрещаешь покупать машины на министерство, тут же создавалось госпредприятие, на которое они покупались

Азаров больше преуспел в соблюдении другого лимита, установленного им самим, – на число автомобилей в центральных офисах ведомств. Так, руководству Государственной налоговой администрации, которому разрешили использовать больше всего автомобилей, оставили 15 машин – вдвое меньше, чем было ранее. Схожие сокращения прокатились и по другим ведомствам: верхушке Минобороны оставили 12 членовозов, Минфину – десять, другим центральным аппаратам госведомств – от восьми до одного.

Эти цифры – лишь верхушка айсберга. Ведь если учесть машины, которые сохранили для территориальных органов министерств и ведомств, автопарк увеличится в разы. К примеру, даже по новым правилам налоговикам оставили целую автоколонну – 1.253 машины. Идущий на втором месте Минюст имеет право использовать 1.067 автомобилей.

Причем даже в сокращенном виде отечественный госгараж далеко опережает Европу.

Премьер Великобритании Кэмерон имеет в личном распоряжении роскошный Jaguar, но это исключительный случай. Остальные служебные автомобили королевства числом 191 находятся, по данным Британского посольства в Украине, на балансе автобазы Government Car & Despatch Agency. Чтобы воспользоваться данным транспортом vip-чиновники подают заявку, указывая длину пути служебной поездки. И если расстояние, которое нужно проехать, будет меньше 1,6 км, госслужащий отправится в путь пешком, на велосипеде или на метро.

А в госавтопарке Дании, по данным посольства этой страны, всего лишь 23 автомобиля.

Парадоксов друг

Парадокс сокращения количества служебного транспорта в Украине еще и в том, что если смотреть на денежную сторону вопроса, то бюджет продолжает нести потери.

По информации правительства, за два месяца им удалось сэкономить на транспорте $ 627 тыс. Однако за тот же период, по расчетам Корреспондента, основанным на данных вестника госзакупок, затраты казны на закупку, аренду и обслуживание служебных гаражей составили $ 2,5 млн. И если чиновники отказываются от приобретения машин, они с лихвой “окупают” эту проблему.

Криворожский горисполком выделил себе из бюджета$ 750 тыс. на такси и аренду автомобилей с водителями

К примеру, Криворожский горисполком выделил себе из бюджета $ 750 тыс. на такси и аренду автомобилей с водителями. Госчины разместили по этому поводу заявку на тендер, но не указали продолжительность проката и расстояние, которое они предполагают преодолеть.

По данным криворожской компании Топ 100, аренда машины в регионе на месяц обойдется максимум в $ 750. Корреспондент подсчитал, что при таких ценах все 50 сотрудников горисполкома, включая секретарей и уборщицу, смогут использовать по 600 машин в течение одного года и восьми месяцев. Корреспондент обратился в горисполком за разъяснениями, но чиновники не ответили на запрос.

Еще одна беда сокращения автопарка по-украински – оно происходит почти исключительно перед грозными очами Азарова. Поэтому даже в Киеве можно найти примеры того, как запреты обходят. Так, в феврале 2012 года Госказначейство разрешило Генпрокуратуре покупку автомобилей на сумму 3,5 млн грн. ($ 437 тыс.). Хотя заявку ГПУ в вестнике госзакупок разместила с нарушениями: прокурорские завхозы не указали количество машин, их марку и технические характеристики.

Лишь когда Корреспондент обратился в ГПУ с запросом, завеса тайны открылась: оказалось, что прокуратура заключила договор с днепропетровским автосалоном Алмаз-Мотор на покупку восьми седанов Toyota Camry в максимальной комплектации стоимостью $ 55 тыс. каждый. В Алмаз-Моторе подтвердили сделку, но вдаваться в детали не захотели.

Если уж ГПУ не спешит экономить госсредства, то региональные чиновники и вовсе к этому не стремятся.

Лес – наше богатство

В мировом автопроме главные события случаются на выставках-салонах. Но с середины января 2011-го мировой центр автосенсаций сместился в тихий уголок Ривненской области. Там расположен Клесовский лесхоз, руководители которого одним махом перевернули все каноны, превратив легковые автомобили в грузовой транспорт.

Лесхоз решил купить за казенный счет седан бизнес-класса Toyota Camry за $ 53 тыс. Этих денег стоит мощный автомобиль с множеством благ, включая кожаный салон, ионизатор воздуха и солидную мультимедиа-систему.

Лесники обошли запрет, написав в документах на тендер, по данным сайта Наші гроші, который мониторит госзакупки, что им нужен автомобиль-мусоровоз. При этом указали, что “грузовик”должен иметь мотор 3,5 л, коробку-автомат и пятиместный салон. Даже модель определили- Toyota Camry

На пути к мечте стоял премьер. Лесники обошли запрет, написав в документах на тендер, по данным сайта Наші гроші, который мониторит госзакупки, что им нужен автомобиль-мусоровоз. При этом указали, что “грузовик” должен иметь мотор 3,5 л, коробку-автомат и пятиместный салон. Даже модель определили – Toyota Camry. В итоге 18 января лесхоз заключил контракт с одной из компаний на поставку седана.

Азаров оказался бессилен и перед руководством госпредприятия Севастопольский морской рыбный порт. В феврале 2012 года Николай Мозговой, его начальник, стал счастливым обладателем служебного внедорожника Kia Mohave стоимостью $ 50 тыс. Единственное, о чем сейчас жалеет портовый руководитель, – марка не та.

“Хотели купить Toyota Highlander [кроссовер ценой $ 50-58 тыс.] или Toyota LC Prado [внедорожник за $ 42-83 тыс.], но получили корейский аналог”, – вздыхал в телефонную трубку Мозговой, уверяя Корреспондент, что его предприятие крайне спешное, а на большом корейском внедорожнике на деловые встречи будут ездить все сотрудники порта.

Эти случаи доказывают, что затеянная Азаровым борьба ведется случайными методами и целиком зависит от воли высшего руководства.

Это [сокращение закупок] очередной пиар-ход правящей партии,которая теряет свою популярность

В ответ на просьбу объяснить, как контролируются госзакупки машин, премьер сказал, что Минэкономики должно отслеживать объявления на тендеры, а казначейство обязано не давать денег на приобретения, нарушающие лимит. Однако тут же признал, что его основными информаторами в деле контроля служат вестник госзакупок, пресса и рядовые украинцы.

“Это [сокращение закупок] очередной пиар-ход правящей партии, которая теряет свою популярность. Иначе как объяснить тот факт, что никто толком не знает, как будет осуществляться постановление”, – считает Геннадий Москаль, депутат-оппозиционер. Он отправил в ГПУ 592 запроса о незаконных покупках чиновниками машин, и все они остались без ответа.

Дорогая тяга

Главная беда Украины не в том, что власть не способна наладить эффективный контроль, а в головах госслужащих. Почти никто из них не думает о том, как сэкономить средства бюджета.

Живой иллюстрацией этой ментальной особенности власть имущих стал мэр Житомира Владимир Дебой, ездивший на бюджетной Skoda Octavia, а мечтавший о Toyota Highlander. Когда Корреспондент спросил его, зачем ему дорогой служебный внедорожник, он заявил, что у него “много деловых встреч, и автомобиль – это вопрос комфорта”. И потом обиженно добавил: “Вы бы еще нас [чиновников] на велосипеды посадили”.

Дебою запретили покупку автомобиля, и он остался при Skoda. Хотя лучше бы мэра заставили последовать примеру министра социальной политики Нидерландов Хенке Кампе, который изо дня в день ездит на службу на велосипеде. Или сотни других европейских образцов подобной экономии.

Главная беда Украины не в том, что власть не способна наладить эффективный контроль, а в головах госслужащих

Зная об особенностях работы мозга каждого отдельного чиновника, Яценюк предлагает не надеяться, как это делает Азаров, на сокращение аппарата местных органов и другие долгоиграющие новации, а действовать просто.

“Служебные автомобили необходимо запретить законом, – говорит оппозиционер. – И четко установить в нем перечень лиц, которые могут пользоваться таким транспортом: президент, премьер-министр, министры и руководители государственных областных администраций. И только в служебное время. Все остальные – на общественный транспорт”. Так делают во всей Европе, добавляет Яценюк.

Все статьи