Экономисты рассказали, что ждет российскую экономику в ближайшее время, а также смогут ли финансовые проблемы в России заставить российское руководство прекратить военную агрессию.
Российская экономика по итогам 2015 года сократится на 3,2%, прогнозирует Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Не последнюю роль в этом сыграли санкции ведущих стран мира против России за аннексию Крыма и агрессию на востоке Украины, а также стремительное падение цен на нефть.
В Центробанке РФ допускают, что экономика России по итогам года может уменьшиться на 4,2%. В то же время Международное рейтинговое агентство S&P ожидает, что ВВП РФ в 2015 году сократится на 3,6%, а в МВФ ожидают, что — на 3,8%.
При этом ранее в декабре глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев сообщил, что экономическое падение составит 2,7%, однако уже в 2016 году страну ожидает рост в 1%.
Опрошенные экономисты менее оптимистичны в своих оценках и считают, что Россия по итогам текущего года продемонстрирует более глубокое падение, причем данная тенденция сохранится и в следующем году, поскольку этому способствуют существующие тенденции на мировых рынках нефти и газа. Эксперты прогнозируют, что ВВП РФ сократится более чем на 3%, которые называет ОПЕК. Но, несмотря на это, они убеждены, что существующие экономические проблемы не заставят российское руководство свернуть или уменьшить масштабы военных кампаний, которые ведет Россия.
Директор Института трансформации общества, экономист Олег Соскин:
Падение российской экономике в этом году будет даже больше, чем 3%. Думаю, что, как минимум, на 6%. Если цены на нефть будут продолжать снижаться, то падение ВВП составит до 8% в 2015 году.
В России есть “фишка”, которая скрывает истинное падение ВВП, — это псевдо-ВВП, которое получается за счет превращения военных расходов. Выглядит это так, что, когда ты тратишь огромные деньги на войну, у тебя вроде бы растет ВВП. На самом деле никакого роста нет, и сжигаются огромные ресурсы. В результате не наращивается добавленная стоимость. По сути, все, что производится, тут же уничтожается: снаряды, оружие, зарплаты служащим армии, бензин. Это все — расходные материалы, но они учитываются, как рост ВВП. За счет этого кажется, что российский ВВП падает только на 3%. Но если убрать военную составляющую, то падение составит, как минимум, 8%.
Это хорошо видно по одному важному показателю: впервые с 1996 года в России идет падение розничной торговли. И, если я не ошибаюсь, оно уже приближается к 8% годовых. Это показатель того, что экономика России падает значительно быстрее, чем это видно на бумаге.
Кроме того, в огромном объеме Россия сейчас теряет золотовалютный запас, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. То есть РФ теряет “жировую прослойку”. Таким образом, россияне теряют возможности маневра. У них структурируется однолинейная зависимость, когда невозможно перекрыть падение экономики резервными ресурсами и финансовыми возможностями. Поэтому, думаю, что их ждет сложная ситуация в результате этого года, и это проявится уже к февралю.
Однако, несмотря на падение экономики, военные кампании России не будут сворачиваться. Наоборот, они будут становиться более агрессивными. Россия, понимая, что сейчас ей не благоприятствует мировой цикл кризиса (во всем мире сейчас фаза падения). Они понимают, что не успевают осуществить переформатирование своей экономики, перевод ее на более высокий уровень технологического развития. Раз они сами не успевают, им необходимо остановить других. А сделать они это могут только за счет наращивания военной агрессии. Им нужно дестабилизировать как можно большее количество стран. Они это и делают. Наносится колоссальный удар по такому мощному ресурсу, как нефть. И если им удастся дестабилизировать Персидский и Ормузский проливы, через которые идет, как минимум, 75% логистики транзита мировых нефтяных потоков, которые продаются на мировом рынке, за счет войны между Ираном, Ираком, Турцией, Сирией, если взорвать это пространство, плюс — подтянуть туда Израиль, для России это будет самый лучший вариант. Чем больше войн, чем больше дестабилизируется ситуация, тем для России лучше, потому что она уже свою экономику переводит на военные рельсы, в отличие от стран ЕС и других государств. России очень выгодно состояние войны, и она будет воевать.
Что касается прогноза главы Минэкономразвития России Улюкаева насчет роста экономики на 1% в следующем году, то он врет. Он и в 2014, и в 2015 году прогнозировал рост, но тогда уже роста не было — было постепенное падение. В 2013-м практически не было роста, а было преддверие падения. А в этом году мы наблюдаем уже открытое падение российской экономики. Если ты три года стагнируешь и падаешь, откуда у тебя в 2016 году возьмется рост, если все показатели стали в разы хуже, чем в 2012-2013 годах? Улюкаеву нужно давать такие оптимистичные прогнозы, иначе он просто потеряет свое место.
Президент Центра рыночных реформ, бывший министр экономики Украины Владимир Лановой:
Прогнозируется дальнейшее падение мировых цен на нефть, а с отставанием на два-три квартала — и цены на газ. Сокращаются объемы закупок российского газа в Европе, потому что начинаются поставки катарского и американского газа, уже построены терминалы. Поэтому, думаю, прогноз ОПЕК недостаточно точен, и на самом деле удар по российской экономике будет еще сильнее.
Падение ВВП РФ я не могу оценить, но доходы российского бюджета сократились. Так, доходы от продажи газа и нефти уже на 40% меньше. А на 15% в целом сокращаются доходы государственного бюджета РФ. Такой бюджет ограничит ресурсы России для ведения военных операций. Следует отметить, что на протяжении последних лет мы наблюдали лишь наращивание военно-промышленного комплекса по всем направлениям и видам вооружения, но не было денег на новые источники добычи нефти и газа.
Так что все эти факторы серьезно ограничат ресурсы России.
Однако у России есть золотовалютный запас, который достигал 650-680 миллиардов долларов. За период ведения военных действий в Украине, санкций Запада и падения цен на нефть они тратили деньги этого фонда для поддержки направлений, которые теперь ограничены в финансировании из бюджета. За год Россия “проедает” около 100 миллиардов долларов.
Пока что ресурсы у России есть. Пока есть Путин, он может до конца использовать этот ресурс ради собственных амбиций, не считая себя ни перед кем ничем обязанным.
Россия ни в коем случае не будет, даже в таких условиях, сворачивать свою военную экспансию. Поскольку это станет политическим ударом по российскому руководству и приведет к потере ним власти. А для Путина власть является самоцелью.
Будет ли расти российская экономика в следующем году? Сегодня уменьшаются инвестиции в секторы, ключевые для российской экономики, крупные западные инвесторы сворачивают операции в России. В таких условиях очень сложно говорить о каком-то росте экономики. Хотя, возможно, в такой советской, наполовину плановой экономике российское руководство выделит пять миллиардов долларов, построит какой-то завод и, как в 30-х годах при СССР, страна, построив “ДнепроГЭС”, “Уралмаш”, “Беломорканал” и еще несколько объектов, которые позже перестали использоваться, перешла от падения к росту. Возможно, российское руководство хочет вывести красивую цифру, чтобы успокоить людей в стране.
Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак:
В прошлом 2014 году, когда россияне начали агрессию против Украины, российская экономика достигла практически нулевого значения, оставался лишь незначительный рост — 0,7%. Но в 2015 году российская экономика начала падать, и сегодня по итогам десяти месяцев (в период с января по октябрь текущего года) ВВП РФ составляет 3,7% с тенденцией падения. Кроме того, в России наблюдается падение физического объема производства у них. Так, по итогам десяти месяцев, оно составило почти 5%. Также наблюдается падение экспорта — на 32%, падение импорта — на 39%. И, в итоге, падение реальной зарплаты в России на сегодня составляет 5%. Все это — при инфляции 16%. То есть, начиная с 2015 года, российская экономика благополучно входит в тяжелые времена. А цена, которую платит Россия за агрессию против Украины, а теперь и за свои действия в Сирии, будет все выше и выше.
С одной стороны, война и военные действия требуют серьезного финансирования, и можно ожидать, что начало падения российской экономики приведет к тому, что Россия по экономическим причинам будет вынуждена сворачивать военные действия и, таким образом, уменьшать агрессию. Однако, с другой стороны, именно ухудшение жизни рядовых россиян (происходит существенное сокращение зарплат — это то, что касается каждого россиянина), ухудшение материального и финансового состояния Кремль как раз может захотеть компенсировать активизацией военных действий, чтобы компенсировать своим гражданам материальное ухудшение патриотическим подъемом за счет новых военных достижений.
Ситуация в этом плане очень хрупкая, и все зависит только от воли президента России и его личных решений.
Рост российской экономики может начаться только по одной причине — начнется динамичный рост мировых цен на нефть и, соответственно, газ. Другого источника роста у российской экономики просто нет. Но, учитывая тенденции на мировом рынке нефти и газа, и то, что с 1 января на этот рынок выходит ранее заблокированный Иран, говорит о том, что предложение нефти и газа вырастет, а это приведет к еще большему снижению мировых цен на нефть. А если тенденция по падению цен сохранится, то это автоматически ускорит падение российской экономики, которая почти наполовину зависит от мировых цен на нефть.