Жалуемся, составляем акты и подаем в суд. Но квартиру мы обязаны утеплить и иметь исправные батареи
За низкую температуру (меньше 18 градусов) в квартирах, теплую, а не горячую воду, грязные подъезды и нерасчищенные тротуары жильцы жэкам платить не обязаны. Об этом напомнил украинцам премьер Арсений Яценюк. Как уточнил нам экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко, это предусмотрено постановлением Кабмина №151 от 2010 г. “О порядке пересчета за некачественные и непредоставленные услуги”. Там сказано: если жильцы документально докажут поставщикам услуг, что в квартире холодно, из горячего крана течет вода ниже 40 градусов и т. д., то оплата за услугу должна быть пропорционально уменьшена.
Увы, по словам Кучеренко, постановление практически не работает: жэки сопротивляются до последнего и не признают свою вину. “Сегодня” выяснила, как все-таки добиться от жэков возвращения своих кровных, а также — что жэки обязаны делать бесплатно.
Если холодно — минус 5% за тепло
В морозы народ часто жалуется на холод в квартирах, особенно на первых двух этажах “хрущевок”: там горячая вода в батареях самотеком идет с 5-го этажа и до низа доходит еле теплой. Постановление КМ предусматривает в этом случае такой механизм для пересчета: житель дома пишет жалобу в жэк и в течение 72 часов с момента обращения к нему должна прийти комиссия, чтобы измерить температуру. Затем в любом случае составляется акт, и при температуре ниже +18 °С за каждый недостающий градус плата за отопление снижается на 5% (80—90 коп./кв. м). То есть при +14 °С в 40-метровой квартире можно “выторговать” за месяц холода 128—144 грн. При ниже +12 °С можно вообще за тепло не платить.
“Но в постановлении указано, что квартира должна быть утеплена, а значит, что в окнах стоят минимум двойные стеклопакеты, а если их нет — то проложен поролон между рамой и окном, плюс заклейка щелей бумагой, а входная дверь оббита с двух сторон поролоном или войлоком, — разъяснила нам юрист Татьяна Монтян. — Теплокоммунэнерго отвечают за температуру теплоносителя, поставляемого до входа в теплопункт. Его температура может быть нормальной, а потери тепла — в домовых и квартирных сетях. Например, трубы на чердаке не утеплены, а батареи в квартирах забиты накипью. Чтобы выяснить, кто виноват — жэк или жилец, последнему надо приглашать экспертов, услуги которых влетят в копеечку. И не факт, что и после заключения экспертизы о вине в теплопотерях жэка не придется с ними судиться, а, выиграв иск, долго добиваться выполнения решения суда”.
“Горячая” вода по цене холодной
Страдают жильцы и от еле теплой воды из горячего крана. “Если температура воды ниже +40°, то надо платить за горячую, как за холодную, или в 4 раза меньше, при +40—45° — на 30% меньше, при +45—49° — на 10% меньше, — разъясняет нам юрист Василий Мирошниченко. — Для этого нужно письменное заявление жильца в жэк. Но есть лазейка: комиссия из жэка может прийти в течение 3-х рабочих дней, когда вода потеплеет. Обычно она холодная в выходные, когда идет большой разбор, а в будни теплее”.
О таком случае нам рассказала киевлянка Надежда Парфенова: “По нашей жалобе на воду коммунальщики пришли через три дня, когда из крана уже лился кипяток, составили акт, что вода 55 градусов”. Мирошниченко советует одновременно с жалобой составлять акт с подписью трех соседей, которые свидетельствуют, что вода не горячая. Но предупреждает: коммунальщики могут такой акт не признать, и придется с ними судиться.
На ЖЕКэ — лампочки и сугробы
Как разъяснил нам юрист Владимир Столитний, договор каждого жильца с жэком о содержании домов и придомовой территории предусматривает не только подметание тротуаров, поливку газонов летом, уборку снега и сбивание сосулек зимой. В договоре есть подметание вестибюлей, лестничных клеток трех первых этажей ежедневно и три раза в неделю — лестничных клеток выше третьего этажа, уборка чердаков и подвалов, очистка водостоковых решеток, прополка клумб, недопуск бомжей на чердаки и в подвалы, а автомобилистов — на газоны для парковки.
На практике мало что из этого выполняется. По словам Столитнего, если жэк регулярно проводит, например, уборку подъездов, то дворник может подписывать акт об уборке у двух-трех жильцов. “Так жэк доказывает, что он выполнил работу. Если акта нет — можно подавать в суд о невыполнении договора и требовать снижения оплаты. Проще всего собрать доказательства зимой: сфотографировать сугробы, сосульки, составить заявление с подписью двух-трех соседей. Для обоснования надо использовать расценки, утвержденные местными властями, тарифы есть на их официальных сайтах”, — говорит юрист.
Также коммунальщики обязаны по заявкам (даже устным) менять лампочки в подъездах и у входа, стеклить разбитые окна, ремонтировать двери и крышу.
Если при заполнении платежки человек допустил ошибку, необязательно идти в жэк, чтобы заверить исправления. Заплатить можно без очередей в специальном терминале в любом банке. “Исправления в левой части квитанции, которая остается у клиента, допускаются, а в правой, которую забирает кассир банка, — нет, — разъяснил менеджер “Ощадбанка” Никита Бусол. — Но можно воспользоваться платежным терминалом, он выдает чек, очередей нет, а сделать платеж поможет персонал банка”.
А если в платежке непонятный долг или завышенная сумма — придется выяснять, что к чему у поставщика услуг. Если долг, к примеру, за отопление, а все было заплачено вовремя и полностью, то нужно писать заявление в компанию-поставщик тепла (какая именно, можно узнать в жэке) и ждать перерасчета. На это может уйти до 3 месяцев. Если же ошибки еще в чем-то, то нужно идти для начала в свой жэк, где должны помочь выяснить причину неточностей.
Получить субсидию помешают сбережения
Со вступлением в силу изменений к закону “О банковской тайне” часть людей, получавших субсидии, лишились госпомощи из-за того, что имели допдоход в виде процентов по крупному вкладу (от 200 тыс. грн; соответственно — доход в 3,5—4 тыс. грн).
Как разъяснил президент Украналитцентра Александр Охрименко, пока это коснулось тех, кто указал наличие депозита в декларации о доходах, стал клиентом Фонда гарантирования вкладов, получившим возмещение за депозит в банке-банкроте, либо продал квартиру за последние 3—5 лет: “У Минфина нет возможности быстро проверить 5 млн человек, получающих субсидию. В первую очередь, шерстили реестр продажи недвижимости, если в нем был претендент на субсидию, то слали запросы в банки. Но в 2016 г. проверят намного больше людей”.