В Украине есть реальные основания для снижения тарифов на газ для населения, однако правительство сознательно не идет на такой шаг, защищая интересы НАК "Нафтогаз Украины".
Об этом пишет “Комсомольская правда в Украине” со ссылкой на экспертов.
Как отмечает издание, цена на газ для населения сегодня составляет 7200 грн за тысячу кубов, тогда как цена импорта – эквивалент 5800 грн, а цена собственного газа – и вовсе 1590 грн. Казалось бы, такая разница дает основания правительству снизить тарифы, однако этого не происходит.
Главная причина кроется в том, что НАК “Нафтогаз Украины” получает дополнительные средства для покрытия своего дефицита за счет субсидийных компенсаций.
“В бюджете на 2016 год предусмотрено 40 млрд грн на финансирование субсидий, то есть почти вдвое больше, чем в этом году. Большая часть этих денег направлена, разумеется, НАКу. То есть заявления правительства и президента о том, что государственное дотирование компании прекращено, не совсем соответствуют действительности, потому что изменился только механизм: сейчас это происходит под прикрытием адресной помощи семьям”, – сказал руководитель ОО “Публичный аудит” Максим Гольдарб.
На сегодняшний день за адресной помощью обратилось почти 3 млн семей, что в 5 раз больше, чем в прошлом году, а к началу отопительного сезона таких семей будет около 4 млн. Учитывая, что средний состав семьи – три человека, 12 млн украинцев, то есть 28 % населения в стране нуждаются в социальной защите.
По мнению Гольдарба, в любой цивилизованной стране такая статистика говорила бы чиновникам высшего ранга не об успехе системы субсидий, а о полном провале в сфере обеспечения конституционных прав граждан на достаточный уровень жизни и оплаты труда.
В свою очередь, по мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, тарифы на ЖКХ как раз и поднимали с целью не давать дотации НАК “Нафтогаз”.
“Причем цена вопроса была та же самая – 30-40 млрд. гривен в год. А теперь правительство эти же самые 40 миллиардов собирается отдать на субсидии ЖКХ! На мой взгляд, логика в этом решении только одна. Вопрос в том, кто эти субсидии будет “обслуживать” и “делить по справедливости”, – подчеркнул Охрименко.