Олигарх Игорь Коломойский угрозами пытается добиться отмены продажи сырья "Укрнафты" на аукционах.
Об этом пишут Сергей Куюн и Евгений Мочалов.
Авторы отмечают, что новый глава “Укрнафты” Марк Роллинс предложил отказаться от обязательной продажи нефти, газового конденсата и сжиженного газа компании на аукционах.
“Коломойский уже разыгрывает карту дестабилизации работы Аукционного комитета, перейдя к открытым угрозам правительству. Однако эти угрозы – “не более чем блеф”, – говорится в статье.
Как пишут авторы, в предложениях Роллинса по выводу компании из кризиса, поданных в правительство на минувшей неделе и пока имеющих гриф “Конфиденциально”, есть пункты, которые прямо указывают на сильное влияние на него миноритарных акционеров.
Самым странным предложением Роллинса является отказ от аукционов по продаже нефти, газового конденсата и сжиженного газа с переходом на двусторонние договоры. Он говорит, что аукционы – довольно сложный процесс, срыв аукциона грозит срывом налоговых выплат.
По его мнению, никто, кроме “Привата”, все равно не будет покупать эту нефть. В “Нафтогазе” это считают заблуждением.
“На аукционы “Укрнафты” не попадают другие участники, кроме компаний “Привата”, потому что за годы работы “приватовского” менеджмента все на рынке получили четкий посыл – “Укрнафта” будет отгружать нефть только своим”, – рассказал источник в Аукционном комитете.
“Украинская межбанковская валютная биржа”, где проходят торги, создаст все необходимые препятствия для того, чтобы кто-то попал со стороны. Так, аукционы стали формальностью, но они формируют объективную рыночную цену”, – добавил он.
Характерно, что отказ от аукционов, внедренных еще Юлией Тимошенко в 2000 г., является заветной мечтой группы “Приват”.
Как напоминают авторы, начиная с 2007 года “приватовцы” использовали несколько схем с целью получения заниженной цены. Это и внесение изменений в регламент торгов, и махинации с биржевыми требованиями, и изменяющиеся условия поставок – все это было направлено на умерщвление желания кого-либо покупать эту нефть.
Для этого, в частности, на месторождениях “Укрнафты” были демонтированы наливные железнодорожные эстакады, а отгрузка по трубопроводу велась исключительно на заводы “Привата”, куда чужакам вход заказан.
Исправить ситуацию удалось лишь в текущем году, ликвидировав 15-процентную скидку и выкинув из Аукционного комитета представителей “Укрнафты”, которые часто срывали или дестабилизировали работу этого органа.
Кстати, пишут авторы, Коломойский уже разыгрывает эту карту. Перед подачей Роллинсом предложений в правительство два аукциона были сорваны.
Кроме того, по данным источников в “Нафтогазе”, олигарх перешел к отрытым угрозам отказаться от покупки сырья “Укрнафты” в случае увольнения из компании Владимира Пустоварова – исполнительного директора, который лично ответственен за вывод средств на “приватовские” структуры и образование долгов перед бюджетом.
“Однако эти угрозы отказаться от украинской нефти и перейти на снабжение Кременчугского НПЗ по морю – не более чем блеф. Появление хотя бы одного реального покупателя в лице того же “Нафтогаза” или
“Укртранснафты” сразу разрушит этот миф. Не говоря уже о том, что государство может обеспечить переработку этой нефти на одном из европейских НПЗ по схеме толлинга”, – пишут авторы.
Самое интересное, что сценарий событий в случае отказа от нефтяных аукционов уже можно наблюдать на примере аукционной продажи сжиженного газа компании.
Как отмечают Куюн и Мочалов, каждый месяц на таких “договорняках” “Укрнафта” теряет порядка 1 млн долларов. Это также относится и к месяцам, когда Роллинс уже возглавлял компанию.
“Складывается стойкое впечатление, что СЕО “Укрнафты” банально не разобрался в этом вопросе. На торгах “Укрнафты” существует схема, при которой 70-80% сжиженного углеводородного газа покупает компания из группы “Приват” по цене, ниже рыночной”, – говорится в статье.
“Никто из участников рынка не решается мешать этому, так как наказание в виде отказа в отгрузке под различными предлогами – уже давно откатанная процедура. За хорошее поведение “приватовцы” дают трейдерам возможность раскупить по рыночной цене оставшиеся после пира крохи”, – пишут авторы.