В связи с введением военного положения украинская экономика может подвергаться влиянию определенных финансовых рисков, таких как девальвация гривны, инфляция, увеличение стоимости привлеченных финансовых ресурсов, сокращение уровня прямых инвестиций и т.д.
С вопросом относительно степени влияния перечисленных рисков на экономику Украины и возможности влияния других рисков на экономическую ситуацию в период действия военного положения “Экономические Новости” обратились за эксклюзивным комментарием к известному эксперту, аналитику по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований Егору Кияну
Егор Киян отмечает, что не все перечисленные риски будут оказывать влияние на экономическую ситуацию в стране во время действия военного положения. Известный эксперт считает, что существующие риски можно разделить по направлениям соответствия внешнему или внутреннему аспекту (факторам).
“К внутреннему аспекту можно отнести инфляцию, макроэкономическую нестабильность и т.д. На этот аспект есть возможность оказания влияния.
Например, государство может влиять на уровень взаимоотношений между основными институтами власти, финансовыми институтами. Государство может заверить, что все будет в порядке и предотвратить панику.
А вот относительно внешнего аспекта, то введение военного положения, несмотря на то, в каком виде он будет функционировать (декларативном, не декларативном), все равно будет посылать инвесторам и международным организациям определенные “звоночки”.
И вот этот посыл уже никак нельзя будет изменить и никак нельзя будет повлиять на эти факторы.
Если на внутренние факторы как-то можно повлиять, то внешние факторы будут зависеть уже исключительно от решения инвестора, международных компаний и т.д.
В частности, актуальным фактором влияния на состояние экономики является взаимоотношение Украины с МВФ. В данном случае, скорее всего, военное положение может даже, наоборот, подтолкнуть МВФ к большей помощи и поддержки Украины. Потому, что в требованиях МВФ нигде не сказано, что страну нельзя поддерживать, если там введено военное положение. Таким образом, МВФ может продолжить реализовывать существующую программу. К тому же, уже звучали заявления руководителей организации о том, что, в принципе, возможно сотрудничать не на условиях Extended Fund Facility (EFF), а по программе Stand-by, что будет гарантировать увеличение финансовой помощи от МВФ, то есть больший размер транша.
Но, тем не менее, если военное положение будет влиять на притеснения СМИ, оказывать давление на социальные аспекты то, конечно, условия транша будут пересмотрены и программа будет отклонена.
То есть от военного положения будет зависеть то, насколько декларативно или не декларативно оно будет действовать, и как будет влиять на население, социальные права и свободы.
Другим аспектом остаются взаимоотношения с Россией. И на этот фактор мы также не можем оказать влияния, потому, что не знаем реакцию российской стороны.
Третьим фактором влияния является инвесторы. Любые негативные новости из Украины негативно влияют на кредитный рейтинг, цены облигаций страны. И в данном случае мы все это уже почувствовали, потому что облигации некоторых ведущих компаний, таких как Ferrexpo, Kernel упали примерно на 6%. Конечно, это была временная турбулентность Но, в принципе, к таким внешним шокам данная ситуация действительно привела.
Но надо все же сказать, что уровень инвестиций в страну остается достаточно невысоким. Поэтому фактор введения военного положения хотя и является значительным, но, тем не менее, существенно влиять на экономическую ситуацию в стране не будет.
В принципе, на данном этапе все перечисленные риски присутствуют и оказывают влияние. Но в том виде, в котором введено военное положение в стране, перечисленные риски существенного влияния на украинскую экономику оказывать не будут, кроме, возможно, репутационных рисков для инвесторов”, – отмечает эксперт.