Решение украинского правительства отказаться от закупки российского газа из-за его дороговизны – еще одна иллюстрация того, что энергетическая независимость нашей страны возможна и сейчас складываются реальные условия для ее достижения. Отметим, что в решении не закупать сырье у "Газпрома" нет никакой политики.
Москва предлагает более дорогой товар, чем европейцы – и остается без прибыли. И с этой точки зрения уже не Украина зависит от России, а Россия – от Украины. Потому что наша страна остается – и будет оставаться – важнейшим транзитером российского газа в Европу. А что касается поставок самого сырья, то тут на энергетическом рынке сложилась серьезная конкуренция. И почему-то мне кажется, что “Газпром” не сможет дать адекватный ответ на вызов нового времени.
В принципе, энергетическая зависимость Украины и России всегда была естественной. Она началась со знаменитых соглашений российского и украинского премьеров Виктора Черномырдина и Леонида Кучмы, закрепивших нашу собственную “формулу” закупки российского газа, отличавшуюся от правил цивилизованного мира. Суть этой “формулы” была проста – мы получали дешевый газ, условно – туркменский, а не российский, потому что Сапармурату Ниязову нужны были средства для создания собственной автократии а никуда, кроме как в Россию, он поставлять газ не мог. А мы в обмен на низкую цену соглашались с коррупционной схемой поставок через разнообразные фирмы-прокладки, делившиеся доходами с российскими “газовыми генералами”. Так “Газпром” превратился в кошелек российского авторитаризма, а у нас возникли разнообразные фирташи всех мастей, наживавшиеся на посредничестве. Но разве дело только в Фирташе-посреднике? Ахметов – это дешевый металл, который выдерживал конкуренцию только благодаря газовой цене. Фирташ в своей “химической” ипостаси – это газовая цена, поддерживающая низкую цену на украинский товар. Пинчук – это поставка труб для “Газпрома”, прямое следствие из соглашений Кучма – Черномырдин. Если бы не было этих соглашений, если бы не было дешевого российского газа – то не было бы ни украинской олигархии, ни отсутствия реформ, ни Януковича. Украина уже лет 10 как была бы в НАТО и лет 5 – как в ЕС. Вот что произошло из-за этой цены, которой так радовались 20 лет назад мои соотечественники, по старой советской привычке обожавшие разнообразную “халяву”. И “халява” это оказалась такой сладкой, что даже события 2004 года не разорвали порочный круг, а привели лишь к появлению новых схем и формул.
Конец “особых условий” для Украины завершился только с Майданом и безумным решением Путина напасть на нашу страну. Но что удивительно: в России так и не поняли, что на самом деле никакой энергетической зависимости Украины от России не существует, что это – исключительно коррупционная зависимость, связанная с личными интересами тех, кто покупал газ для страны и собственных предприятий. Что на самом деле других продавцов найти не так уж сложно. И отказаться от экономики, “подвязанной” на российскую цену, не просто возможно – необходимо.
А вот с транзитом все гораздо хуже. Сколько не метались менеджеры “Газпрома” со своими “потоками”, сколько не зарывали в земле и не топили в море миллиарды долларов – пока они у России еще были – а оказалось, что без украинского маршрута не обойтись. Это сейчас даже Путин понял. И это – настоящий момент истины, который показывает, кто от кого зависит на самом деле.
Что сделала бы разумная страна на месте России? Осознав эту зависимость и необходимость выживания своего энергетического сектора, постаралась бы установить с государством-транзитером отношения наибольшего благоприятствования. Предложила бы такую цену на газ, от которой просто нельзя было бы отказаться – ну просто в два раза ниже европейской. Убралась бы с оккупированных территорий, предварительно осуществив и в Донбассе, и в Крыму жесткую “зачистку” активную приверженцев объединения этих территорий с Россией – чтобы нам осталось только развивать эти территории в гармонии со всей остальной страной. Президент Путин лично должен был бы прилететь в Киев с примирительной покаянной речью, а перед этим – написать проникновенное предисловие к книге “Степан Бандера”, которая вышла бы в серии “Жизнь замечательных людей”. Потому что иначе – “Газпрому” не выжить. А в условиях дальнейшего падения нефтяных цен это означает – не выжить Путину.
Но все это – не про Россию. Ее власть и ее общество никогда не отличались даже условным благоразумием. И слава Богу. Потому что нам не нужны предложения, от которых мы не сможем отказаться. Нам нужно не покупать российский газ, развивать украинскую экономику в условиях реальной конкуренции и вернуть свои территории не благодаря российскому “посредничеству”, а вопреки воле оккупанта, вследствие его окончательного и бесповоротного краха. Нам не нужен Путин в Киеве. Нам нужно полное переформатирование Российского государства и появление на его месте доброжелательного соседа – или соседей.
А до того времени мы без российского газа как-нибудь перебьемся.