По словам бывших американских чиновников, Белый дом еще недавно – в конце марта – изучал вопрос об односторонней отмене санкций в отношении российской нефтяной промышленности, утверждая, что снижение добычи нефти в России может навредить американской экономике.
Чиновники Госдепартамента успешно возразили, что смягчение этих санкций нанесет ущерб энергетическому сектору США, об этом свидетельствуют бывшие чиновники и электронная переписка, с которой ознакомилась The Daily Beast.
В одном из своих электронных писем неназванный сотрудник Госдепа написал, что чувствует необходимость объяснить, что смягчение карательных мер, действующих в отношении российской нефтяной промышленности, станет поощрением поведения Москвы, без того, чтобы получить от Кремля какие-либо ответные уступки.
“Россия продолжает оккупировать Украину, в том числе Крым, – условия, которые привели к санкциям, не изменились”, – написал он.
Идея отменить санкции в одностороннем порядке обсуждалась и после того, как Майкл Флинн был уволен с должности советника по нацбезопасности. Сейчас Флинн оказался в фокусе расследований Конгресса и Минюста США, которые выясняют, был ли сговор между избирательным штабом Трампа и Россией – разведывательное сообщество США стремится окончательно разобраться в подозрениях о проведении многолетней кампании с целью повлиять на выборы 2016 года в пользу Трампа.
Администрация Обамы ввела санкции в отношении России за аннексию Крыма, вторжение на территорию восточной Украины, поддержку сирийского режима и позже, за предполагаемые кибератаки, направленные на манипуляцию выборным процессом в США. Европейские страны приняли аналогичные санкционные меры за агрессию в отношении Украины в 2014 году и продлили их действие в конце прошлого года.
В самом начале своего президентства Трамп высказывался так, как будто собирался все это изменить.
“На Россию наложены санкции, посмотрим, сможем ли мы заключить с Россией несколько удачных сделок, – сказал Трамп в январе в интервью лондонской The Times. – Сейчас Россия ощущает сильный урон из-за санкций, но я думаю, может произойти нечто, что пойдет на пользу множеству людей”.
Один из бывших чиновников сказал, что высказывания Трампа подтверждались: сотрудники Совета национальной безопасности США (NSC), которые в то время подчинялись Флинну, рассмотрели вопрос о том, как они могут почти немедленно снять с России все санкции. Вначале об этих утверждениях сообщило Yahoo News, но один высокопоставленный сотрудник администрации в интервью The Daily Beast отрицал их, называя лживыми.
Но мартовский запрос NSC в Госдепартамент – просьба, чтобы его эксперты изучили возможный ущерб от санкций США, наложенных на российскую нефтепромышленность, – поступил в период, когда этим органом уже руководил генерал-лейтенант Герберт Макмастер.
Это случилось спустя продолжительное время после отставки Флинна, который ушел потому, что ввел в заблуждение вице-президента по поводу своей беседы с послом России в Вашингтоне о снятии санкций.
Однако это произошло еще до того, как отношения с Москвой изменились к худшему после очередной химической атаки сирийского президента Башара Асада против собственного народа и ответного залпа Трампа крылатыми ракетами по сирийской базе, где размещались российские войска.
Этот запрос был своего рода “моментальным снимком” управленческого мышления в середине марта, согласно электронным письмам, полученным The Daily Beast.Высокопоставленный сотрудник администрации Трампа, пожелавший остаться анонимным, сказал, что стратег из NSC Кевин Харрингтон просто изучал санкции в рамках пересмотра общего курса США в отношении России.
“Он сделал экономический анализ эффективности антироссийских санкций. Он сообщил, что, согласно его анализу, какой-нибудь значительной боли они не причиняют, – сказал чиновник. – Его мнение было таково: если эти санкции вредят нашей экономике, а на Россию ничуть не давят, какой в них смысл?”.
Вот почему был сделан запрос.
“Он получил ответ, и все, дальше дело не пошло”, – сказал чиновник, подразумевая подозрения американских СМИ о том, что команда Трамп находится в сговоре с Москвой.
Но в санкционном отделе Госдепартамента, который ответственен за решение о запуске санкций, запрос Харрингтона вызвал подозрение на фоне напряженности в связи с обвинениями команды Трампа в связях с Россией, сообщили два экс-чиновника США.
По словам одного из них, Госдеп возразил, что односторонняя отмена санкций США не поощрит другие страны в будущем присоединяться к американским санкциям против Ирана и Северной Кореи.
Согласно электронной переписке, ставшей доступной The Daily Beast, санкционный отдел также пояснил, что снижение цен на российскую нефть пошло бы во вред энергетической индустрии США.
“Он попросил нас определить, пострадали ли национальные интересы США от санкций в отношении российской нефти, которые были плохими для мировой экономики и, следовательно, вредны для экономики США “, – сказал бывший чиновник США.
Второй экс-чиновник утверждает по поводу запроса Харрингтона: “По-видимому, был не только интерес с геополитической точки зрения, но и ощущение, что после санкций это откроет гигантские возможности в сфере российских энергетических проектов в восточной части России”. (Департамент казначейства уже отверг одну из таких возможных сделок после того, как Wall Street Journal сообщила, что в апреле компания Exxon Mobil старалась выйти из-под действия санкций, чтобы продолжить работу в рамках ранее подписанного контракта с российским государственным энергетическим гигантом “Роснефть”).
Харрингтон пришел в Белый дом, не имея значительного опыта государственной службы, но у него был сильный покровитель: инвестор из Силиконовой долины и союзник Трампа Питер Тиль. Флинн и его заместитель Кэтлин Макфарланд обнаружили, что бывший директор хедж-фонда был впечатлен до восторга тем, что его анализ может дать отделу стратегического планирования НБК. Харрингтон также присоединился к союзнику Флинна, директору по разведке НСК Эзре Коэн-Ватнику, которого Макмастер и ЦРУ впоследствии безуспешно пытались сместить с должности.
По словам одного из бывших сотрудников НСК, не все коллеги Харрингтона разделяли его энтузиазм, поскольку считали его работу поверхностной.
“Харрингтон твердо верил в то, что санкции не эффективны как инструменты политики, и что они «причиняют боль, а не помогают нам, – сообщил бывший чиновник. – Его аргументы склонялись к тому, что если США ищут инструмент, чтобы наказать Россию, то санкции – идея неудачная”.”Мы объяснили, что возникнет обратный эффект. Существует избыток нефти. Настоящая причина, по которой глобальные цены на углероды обрушились – это наша сланцевая нефть”, – сказал бывший сотрудник Госдепартамента, на условиях анонимности описавший смысл межведомственных переговоров с Белым Домом.
В электронном письме в марте он писал: “Российская добыча конкурирует с добычей труднодобываемой нефти в США при ценах выше 50 долларов за баррель, имея ввиду, что американские предприятия, добывающие сланцевую нефть, зарабатывают больше денег, пока стоимость нефти остается выше 50 долларов”. Он объяснил, как США в 2013 году отслеживали договоренность России и Саудовской Аравии о снижении глобальных цен на нефть ради уничтожения американского сектора сланцевой нефти.
“Рост отрасли сланцевой промышленности действительно сгладил мировые цены на нефть и одновременно в некоторой степени сгладил спрос, – сказала Саманта Гросс, сотрудник Брукингского института в отделе инициатив по энергетической безопасности и климату. – Дело не в том, что они собрались вместе, чтобы вытеснить производителей сланцевой нефти из бизнеса. Они решили не бросать производство, а попытаться удержаться на рынке”.
Какова бы ни была причина, сланцевая нефтяная промышленность США в 2014 году сильно пострадала. Но благодаря инновациям в нефтяных технологиях американские производители смогли снизить стоимость производства сланцевой нефти до 50 долларов за баррель, создав давление на Россию, Саудовскую Аравию и других членов ОПЕК, сказала Гросс.
Возможно, в ответ Россия в прошлом году присоединилась к странам ОПЕК, включая Саудовскую Аравию, и заявила, что все согласны сократить добычу нефти, чтобы подтолкнуть цены – это соглашение они продлили до 2018 года, объяснила Гросс.
Как бы то ни было, сотрудник администрации Трампа заявил, что в ближайшем будущем Москва останется под санкциями США. “Есть консенсус, что в ближайшее время санкции не будут отменены, пока мы не увидим, что Россия стала вести себя гораздо лучше”, – сказал он.