Предположим на минуту, что Саакашвили не прав. Но почему тогда никто не борется с коррупцией? Вот в чем вопрос
Видео перепалки между главой МВД Арсеном Аваковым и губернатором Одесской области Михаилом Саакашвили оставляет неприятное впечатление. Становится понятно, что воевать теперь в Кабмине будут не с коррупцией, а с Саакашвили, причем по-серьезному.
Впечатления:
1. Г-н Аваков ведет себя довольно по-хамски. Можно сказать, очень по-хамски. Понятно, его раздражение недавними обвинениями в его адрес со стороны Саакашвили, особенно если он считает их несправедливыми. Но это в любом не дает ему оснований для такого поведения. Глава МВД тыкающий, матерящийся публично и оскорбляющий другого человека – это плохой знак для страны.
2. Выходка Авакова не спонтанна, его в зале поддерживал премьер-министр Арсений Яценюк. Не все услышали его слова в конце ролика, но после серии личных оскорблений в адрес Саакашвили он выкрикивает: Мы тебя в страну пригласили дело делать, а не политическим аферизмом заниматься. Понятно, что все руководство НФ теперь вовлечено в кампанию по борьбе с Саакашвили и его травле. В этом номере у нас выходит интервью с Андреем Иванчуком, близким соратником премьера и замом главы фракции НФ в Раде. Помимо прочего, он заявляет, что Саакашвили координирует свои действия с Григоришиным для того, чтобы сместить Яценюка с поста премьера любой ценой. Т.е. с Саакашвили будут бороться премьер, глава МВД и немало других влиятельных товарищей, включая Иванчука и Коломойского. Последний также уже признавался “в любви” к Саакашвили.
3. Разбираться, кто где украл деньги, а кто нет – дело интересное. Дело в том, что у Саакашвили эти миллионы искали уже многие, включая весь российский истеблишмент со спецслужбами. И не нашли. Если бы нашли хоть что-то, обязательно бы опубликовали, учитывая степень личной вражды между Саакашвили и президентом РФ Владимиром Путиным.
А вот у Авакова и других товарищей из НФ еще не искали. Я не говорю, что у них есть. Просто говорю, что еще не искали.
4. Саакашвили сделал громкие заявления на анти-коррупционном форуме в Одессе, обвинив Кабмин в том, что он крышует коррупцию. Предположим, он не во всем прав. Но откуда же столько информации о воровстве на госкрорпорациях – на входе и на выходе? На входе при покупке ресурсов и сырья через прокладки, на выходе о продаже продукции госкомпаний тоже через прокладки. Об этом пишут журналисты – разных изданий с разными собственниками – об этом говорят политики, об этом говорят министры, об этом говорят отраслевые эксперты.
Не может же это все быть неправдой? Кто-то это вообще расследует, чтобы доказать, что это неправда? Кто-то мне может объяснить, почему госкомпания (!) ОПЗ долгое время закупала газ по засекреченным ценам? Хотя бы эту мелочь? Этим занимается МВД? Этим занимается Генпрокуратура? В обоих случаях ответ – нет.
5. В этом номере, который у нас выходит завтра, кроме Иванчука будет еще и интервью с Игорем Кононенко, близким другом президента и человеком де-факто управляющим фракцией БПП в парламенте. На вопрос о том, как относиться к такому количеству обвинений в коррупции вышестоящих чиновников, и их обоих включительно, они оба отвечают примерно одинаково: есть законная процедура – подаете в суд, там расследуют и выносят вердикт. Но куда подавать, если МВД возглавляет представитель одной провластной партии, а генпрокуратуру – ставленник другой? Это называется письмо на деревню дедушке.
В принципе г-н Аваков мог последовать такой же законной процедуре, которую его коллеги советуют всем остальным – подать на Саакашвили в суд за клевету. И не нужно материться и кидаться стаканами. Тем более, что рядом с Саакашвили сидела Александра Кужель, у нее и так уже вся голова перемотана.
6. Мне интересно, как поведет себя в этой истории Президент, когда она стала публичной. Понятно, что существует давление западных партнеров сохранить единство коалиции, понятно, что если рассориться с НФ, будет будет распад коалиции, перевыборы и договариваться придется, скорее всего, со значительно более неприятными и менее конструктивными партиями, чем НФ. Но и оставить все, как есть тоже нельзя. Политическому руководству нужна перезагрузка, нужен импульс, он же пинок. Мне кажется, это всем очевидно. Так долго продолжаться не сможет. Может не все наверху понимают, но люди перегреты, перегреты уже и т.н. “интеллектуальная элита”. Всем же становится тяжелее, все же терпят, но видят, что наверху терпят далеко не все, что многие-то живут по-старому, судя по всему. Куда я не прихожу, меня спрашивают, Виталик, что они себе думают? Первый год я находил, что отвечать, война и т.д, теперь я говорю, что я не знаю, что они себе думают.
7. Возможно, Саакашвили заносит, и у него эмоциональная манера поведения. Но он говорит то, что боятся сказать другие. Его слова находят понимание не только у простых людей, но уже у и журналистов, экспертов, у разного рода интеллектуалов. Мы недавно задали людям вопрос, кого бы вы хотели видеть следующим премьером после Яценюка (президент – избираемая должность и о нем так ставить вопрос нельзя). Вопрос задали художникам, политологам, писателям и разного рода творческим людям. Звучали всего две фамилии – Саакашвили и Яресько. Первая – чаще. Т.е. его риторику нельзя назвать простым популизмом, рассчитанной на недалеких людей.
Не владею социологией, но я думаю, что даже если Саакашвили и подвинут, даже если он потеряет пост губернатора, он может создавать партию и у него есть все шансы набрать огромное количество голосов и уже использовать эту политическую силу, чтобы войти во власть исполнительную.
Не хочу сейчас критиковать Арсения Яценюка или Арсена Авакова. Но хочу сказать, что если они не примут меры срочно, если их окружение не перестанет быть постоянными фигурантами коррупционных скандалов после того, как 100 человек погибли на Майдане, чтобы как раз никакой коррупции-то и распилов больше не было, то их просто сметут. Хотя бы тот же Саакашвили.
Виталий Сыч,
Главный редактор НВ