Украине пора отказаться от ребяческого популизма. Особенно когда речь идет о государственных расходах и доходах.
Об этом пишет шведский экономист Андерс Аслунд.
C нарастающим удивлением слежу за украинской дискуссией вокруг вопроса государственных финансов. Очень странно, что некоторые выдающиеся украинцы считают, будто налоги и расходы никак не связаны между собой, предлагая увеличить расходы, сократив при этом налоги. Это и есть популизм, которым Украина страдает с момента обретения независимости.
Пора отказаться от такого ребячества. Ленин, кстати, называл его левым коммунизмом. Доходы и расходы должны быть более или менее сбалансированными, особенно когда стране не хватает финансирования. В настоящий момент госдолг Украины составляет 91 % от ВВП, а значит, возможности для увеличения расходов нет. Более того, Украина только провела реструктуризацию долга, что на некоторое время ограничит ее доступ к международным кредитным рынкам.
Украинские государственные расходы составляют примерно 45 % ВВП, но у большинства ее успешных соседей — Литвы, Словакии, Румынии и Болгарии — этот показатель не превышает 35 %. Чтобы достичь их уровня, Украине нужно сократить расходы на 10 %, поскольку большая часть дополнительных трат уходит на субсидии, которые в итоге оказываются на офшорных счетах олигархов. От всех привилегий для старой номенклатуры и олигархов следует избавиться.
До тех пор, пока эти сокращения не будут проведены, украинскому государству придется тратить средства с умом, чтобы не произошло обвала национальной валюты, как 23–25 февраля, когда курс достиг 40 грн / $. Украинские золотовалютные резервы все еще невелики — $13 млрд, и, если они упадут ниже $10 млрд, гривна может рухнуть снова. А это будет иметь катастрофические последствия для украинского населения. Единственная сила, способная обеспечить относительную стабильность гривны,— Международный валютный фонд. Без него Украину ждет поражение, а МВФ не устроит, если бюджетный дефицит в следующем году превысит 4 % ВВП.
Украинское правительство предложило масштабную налоговую реформу с тремя ключевыми задачами. Во-первых, расширить налоговую базу таким образом, чтобы все платили налоги в соответствии со своими реальными доходами. Во-вторых, упростить систему налогообложения, чтобы уменьшить произвол ГФС и снизить уровень коррупции. В-третьих, уменьшить подоходный налог, чтобы улучшить социальное обеспечение и вывести экономику из тени.
Расширение налоговой базы — наиболее спорное предложение, поскольку сейчас в Украине выплаты налогов избегают три влиятельные группы. Первая и самая важная — крупные бизнесмены, вывозящие средства из страны через трансферы. Аграрии, которые входят во вторую группу, мешают уничтожению лазеек и хотят продолжать платить минимальные сельскохозяйственные налоги, в том числе и за деятельность, не имеющую ничего общего с сельским хозяйством. Третья группа — это предприниматели, которые платят минимальный упрощенный налог. Ни у одной из этих трех групп нет оправданий, позволяющих избегать нормального налогообложения, зато есть мощные лоббистские ресурсы в парламенте.
Предложение Министерства финансов, как объяснил экс-министр финансов Словакии Иван Миклош, добившийся серьезных успехов реформ в своей стране, заключается в том, что четыре основных налога (подоходный, налог на прибыль, налог на заработную плату и НДС) нужно сделать плоскими и уравнять до 20 %. Главное изменение в том, что налог на заработную плату будет понижен с 41 % до 20 %.
Казалось бы, люди должны обрадоваться и поддержать это предложение. Но нет. Глава парламентского налогового комитета Нина Южанина предложила сократить эти налоги вдвое, до 10 %. Конечно, низкие налоги — это приятно, но тогда нужно сокращать расходы или предложить альтернативные источники наполнения бюджета.
Украина не может себе позволить недофинансированного бюджетного дефицита, а значит, это предложение — не что иное, как неразумная политика популизма, которая может только уничтожить Украину. После 61 % инфляции в апреле украинцы знают, как она ужасна, а план Южаниной — это уже игры с гиперинфляцией.
Украина находится в очень стесненном финансовом положении. Она не может позволить себе ложных надежд, под которыми я имею в виду больший бюджетный дефицит, чем предусматривает ВВП. Если она попытается рискнуть, обвалится гривна и взлетит инфляция. А это принесет выгоду разве что России. Сокращение и даже отказ от налогов — это прекрасно, но сначала нужно урезать расходы.
Украина должна стремиться в первую очередь сформировать политику, гарантирующую стране экономический рост. Но для этого государству вначале необходимо подчиниться требованиям МВФ.