В этом году из банковских ячеек и сейфов, которые люди арендуют для хранения ценностей, преступники вынесли огромные суммы денег, а также золото и даже антиквариат.
Количество подобных краж по сравнению с прошлым годом, по данным милиционеров, увеличилось в несколько раз. Эксперты говорят, что это — последствия небывалого ажиотажа на аренду ячеек.
По данным ГУВД Киева, за 2014—2015 годы в столице открыли 20 уголовных производств за кражу денег и ценностей из банковских ячеек. И только 3 было открыто в прошлом году, все остальные — лишь с начала этого года.
Причем в одном производстве может быть объединено сразу несколько случаев ограблений. Рекордсмен по количеству краж из банковских ячеек — Днепровский район.
“С арендованных ячеек похищают деньги, ценности, золото и документы. Причем речь идет об очень больших суммах. Например, в долларах воровали от 20 тыс. до 7 млн. Суммы похищенных евро — от 2,5 тыс. до 500 тыс., рублей — от 275 тыс. Кроме того, из сейфов и ячеек были украдены около 40 антикварных монет и золотые слитки весом больше 3 кг. Воруют также документы”, — рассказали в столичной милиции.
Обнаруживают пропажу люди по-разному. Так, в одном из районов города люди положили в банковский сейф $400 тыс. и 5 тыс. евро еще осенью прошлого года. А когда в апреле этого года пришли за ними – деньги “испарились”.
Практически по всем случаям пока проводится досудебное следствие. Но только одно производство, из Оболонского района, дошло до суда.
“Расследовалось 9 эпизодов: трое преступников похитили из ячеек в общей сложности 23 млн грн. Только долларов 1 млн, а еще евро, рубли и гривны. Воров вычислили, но двое из них в тюрьму не сели — погибли в зоне боевых действий. Третьего суд приговорил к лишению свободы, но выпустил на свободу с испытательным сроком. Пострадавшим, которые лишились своих сбережений, удалось вернуть часть средств”, — рассказали в Оболонском РУВД.
Впрочем, эксперты уточняют: иногда случаются и случаи откровенного мошенничества. Ведь банк не принимает по описи ценности, которые клиент оставляет в сейфе. Поэтому бывали случаи, когда клиент заявлял о пропаже сотен тысяч долларов, но доказать, что именно такая сумма лежала в ячейке, было невозможно.
Чаще всего кражи совершают посторонние люди. Тем не менее, на руку преступникам может сыграть и недобросовестность сотрудника финучреждения.
“В самом депозитарии нет камер наблюдения, и работник банка обязан находиться возле ячеек все время, пока клиент проверяет содержимое. Но многие сотрудники такого не делают: они могут уйти по своим делам, даже не думая, что под видом клиента может скрываться медвежатник. А он в это время достанет отмычки — и пойдет вскрывать все ячейки подряд”, — рассказал сотрудник одного из столичных банков Александр Пышнюк.
Финансовые эксперты, в свою очередь, говорят, что волну краж спровоцировал ажиотаж на аренду ячеек.
“На прошлый год пришелся пик популярности ячеек. Люди, опасаясь нестабильности экономической системы, начали массово забирать деньги, которые лежали на депозитах. Это большие суммы, поэтому, естественно, возник вопрос, где их хранить. И все бросились арендовать ячейки. В прошлом году были периоды, когда свободных сейфов в некоторых банках вообще не было! Люди были готовы платить по 200—400 грн в месяц за аренду даже для хранения $5—10 тыс. А ведь до 2014 года эта услуга была не очень популярна среди обычных банковских пользователей и применялась только в ВИП-секторе — для частных крупных клиентов, где они хранили не только деньги, а и антиквариат. Поскольку услуга не пользовалась особой популярностью, банки не особо вкладывали средства в безопасность. Когда резко возрос спрос среди клиентов, начали задействовать хранилища, которые до этого активно не использовались. Все это не могло не привести к отрицательным последствиям”, — говорит нам советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ.
Чтобы минимизировать риск, банкиры советуют пользоваться ячейками в центральных отделениях банков, а не их филиалами, или же отделениями, расположенными в центре города: там технологии “продвинутее”, а система безопасности на более высоком уровне.