Последние новости
Сегодня
16 ноября 2024
15 ноября 2024

Европа надышалась “Газпромом”

19 февраля 2016, 1:24
no image

Евросоюз хоронит практику прошлого века, когда топливо в Старый Свет поставлялось на основе долгосрочных межправительственных соглашений.

Еврокомиссия приняла во вторник пакет мер по устойчивой энергетической безопасности. Он закрепляет принцип солидарности между странами ЕС на случай перебоев поставок энергии и дает Брюсселю право вето на соглашения и контракты правительств и компаний стран ЕС с поставщиками из третьих стран, если сделки противоречат союзным законам. Большая часть пакета посвящена энергоэффективности и снижению доли углеводородов в энергетическом «миксе». В частности, предусмотрено увеличить импорт сжиженного газа как средства диверсификации поставщиков и маршрутов поставок энергоносителей.

План Еврокомиссии предусматривает строительство инфраструктуры для приема импортного СПГ, его хранения и трубопроводных соединений для его доставки в нуждающиеся районы. Сегодня импортный сжиженный газ составляет около 20% в общем газовом потреблении ЕС. Для увеличения этой доли ведутся переговоры с Канадой, США, Австралией, Японией (транспорт), Нигерией и Алжиром.

По оценке экспертов, после превращения законопроекта в европейский закон осложнятся и без того непростые условия работы в Европе «Газпрома». ЕС окончательно хоронит практику прошлого века, когда топливо в Старый Свет поставлялось на основе долгосрочных межправительственных соглашений. ЕС с прошлого года ведет расследование на предмет справедливости ценовой политики «Газпрома» в Европе. Политические страсти по поводу Крыма и Украины добавили «следственным действиям» предвзятости.

Если действующий Третий энергетический пакет убил проект «Южный поток», то с ужесточением антимонопольных правил и усилением контроля Брюсселя над энергетической политикой стран союза может не преодолеть высокую планку и «Северный поток-2».

Представляя новый законодательный пакет журналистам, вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович и комиссар по энергетике Мигель Ариас Каньете призвали не строить гипотез о том, что он основан на стремлении Брюсселя насолить «Газпрому». Просто, заверили они, пересмотрен регламент безопасности газоснабжения с целью улучшить «выносливость» ЕС при перебоях в поставках газа.

«Мы уже не один год над этим работаем, — уверял Шефчович. — А если уж говорить о России, то при всей неимоверной сложности наших отношений совершенно очевидно, что в энергетике она остается партнером первого плана для ЕС».

Судьба «Северного потока-2» была первым вопросом журналистов еврочиновникам. В минувшие выходные на полях конференции по безопасности в Мюнхене он упоминался на самом высоком уровне. Германия — мощный лоббист проекта, и глава российской делегации в Мюнхене Дмитрий Медведев поднял эту тему на встрече с b62 немецкими деловыми кругами. По словам премьера, некоторые страны ЕС пытаются искусственно политизировать коммерческий проект. В ответ председатель Восточного комитета немецкой экономики Вольфганг Бюхеле выразил осторожную «надежду на поддержку федеральным правительством попыток убедить скептиков в ЕС». Федеральному правительству, каким бы ни был вес германской экономики в экономике союза, придется убеждать не только брюссельскую бюрократию, но и правительства целого ряда стран.

В свою очередь, отвечая журналистам, зампред Еврокомиссии Шефчович без дипломатических иносказаний заявил, что проект СП-2 не столько коммерческий, сколько политический. По его признанию, ему нечасто доводилось иметь дело с коммерческими проектами, которые вызывали бы столько споров в политических кругах.

У Еврокомиссии пока нет достаточной информации по проекту СП-2, сказал Шефчович. Брюссель поддерживает постоянный контакт с Берлином. В любом случае, заверил он, Еврокомиссия позаботится о неукоснительном выполнении законодательства ЕС. Германия должна учитывать правила и интересы ЕС. Это относится и к другим странам, добровольно вступившим в союз и обязавшимся выполнять его правила.

Проект СП-2 связан с транзитом российского газа в Европу через Украину. Тут политические интересы ЕС и России противоположны. Вопрос о сохранении украинского транзита, раскрыл секрет Шефчович, вызвал очень горячие дебаты между лидерами стран союза в Европейском совете. Действительно, размышляют эксперты, прямые поставки газа в Германию лишат Украину почти двух миллиардов евро дохода за транзит. Но ЕС принял программу финансовой поддержки реформ на Украине в рамках соглашения об ассоциации. Разумно ли одной рукой выделять в помощь Киеву миллиарды евро, а другой лишать его тех же миллиардов дохода?

Отсутствие энтузиазма по поводу СП-2 объясняется и общим, не подлежащим сомнению трендом диверсификации поставок. Импорт газа — это надолго. В обозримом будущем газ необходим, и никто не собирается не только отказываться от российского газа, но даже вычеркивать Россию из списка главных поставщиков. Требующая решения проблема в том, чтобы даже при полном перекрытии трубы из России (а вдруг!) Европа не замерзла.

По данным за 2014 год, ЕС импортировал половину потребляемых энергоносителей. Треть импортируемого газа поступала из РФ, а некоторые страны в восточной части союза (бывшие советские республики и члены СЭВ) зависели от российского газа на сто процентов. Российско-украинские газовые споры обходились слишком дорого. Только недавно под влиянием этих коллизий ЕС начал настаивать на строительстве трубопроводных соединений, позволяющих перебросить газ из тех стран, где он есть, туда, где без него замерзают.

По словам комиссара Каньете, принцип солидарности в энергетической политике ЕС является основополагающим, но не всегда учитывается отдельными странами союза. Поэтому Еврокомиссия решила усилить его законодательно. В кризисных ситуациях все страны должны гарантировать энергоснабжение домашних хозяйств и социальных служб, не только своих, но и соседей. Принцип солидарности распространяется и на европейских соседей Евросоюза, добавил он. Проще говоря, если домашние хозяйства или социальные службы Украины, связанной с ЕС соглашением об ассоциации, будут замерзать, союз перебросит им газ по реверсным трубам из Западной Европы.

Брюссель усиливает антимонопольные правила поставок газа в ЕС и надзор за их выполнением. Он законодательно ограничивает зависимость каждой страны союза от одного поставщика (формально — от любого, будь то Россия, Норвегия или Алжир). Еврокомиссия предлагает автоматическое уведомление о контрактах на газоснабжение, заключенных сроком более чем на год, если они охватывают существенную часть национального рынка. Установлен порог в 40% этого рынка. Дальше государственный суверенитет кончается, и правительство должно доложить Брюсселю все подробности контрактов с поставщиками из третьих стран. Это позволит Еврокомиссии «идентифицировать потребности в превентивных мерах» для энергобезопасности.

К тому же Брюссель настаивает на обязательной оценке Еврокомиссией всех межправительственных соглашений до их подписания. До сих пор соглашения присылались в Брюссель для оценки постфактум. Зафиксировать эту норму заставил скандал с «Южным потоком», когда несколько стран в юго-восточной части Евросоюза подписали межправительственные соглашения о его строительстве, которые противоречили Третьему энергетическому (антимонопольному) пакету ЕС. Под давлением Брюсселя правительства пошли на попятную, и Москва отменила «Южный поток».

«Единый рынок ЕС все больше интегрируется, и решения, принятые одной страной, могут оказать негативное воздействие на энергетическую безопасность соседних стран», — заметил Каньете.

Это может быть отнесено и к СП-2. Германия заинтересована в увеличении поставок газа по дну Балтики. Но итальянское правительство, высказывая не только свое мнение, задает резонный вопрос: не лицемерно ли со стороны ЕС и его берлинского локомотива требовать у остальных членов союза самопожертвования в виде санкций против Москвы? У лоббистов СП-2 действительно серьезные трудности.

Для получения доходов от продажи газа в Европу России придется решить две проблемы. Во-первых, приспособиться к законам единого рынка ЕС, во-вторых, отказаться от практики прошлого века, когда договаривались с отдельными европейскими странами и лидерами. Еще один вариант — дождаться развала Евросоюза. Судя по официальной российской пропаганде, Москва ставит и на это.

Все статьи