Официальный Каракас, когда начинал свою "гибридную войну" против янки, тоже очень рассчитывал на безграничные запасы нефти и постоянный рост цены за баррель. Однако штатовская "анаконда" сделала свое дело, и теперь со знанием дела душит РФ.
Ситуация в Венесуэле, страдающей от тяжелого экономического кризиса, резко ухудшилась в последние 1,5 месяца на фоне жестких санкций США и дефолта по внешнему долгу, который был объявлен режимом Николаса Мадуро в начале ноября. Курс венесуэльского боливара в начале года терял примерно 10-20% стоимости ежемесячно, а с начала ноября обесценился более чем вдвое, как следует из данных портала dolartoday.
В начале года доллар на «черном рынке» Венесуэлы стоил 3100 боливаров, 1 ноября – 41 290 боливаров, 15 ноября уже более 60 000, а 21 ноября курс превысил 84 000 боливаров за доллар. Это в 14 раз выше официального курса, который действует только для госкомпаний и по которому валюту гражданам купить де-факто невозможно.
С начала года венесуэльская валюта была девальвирована на 96%. «Экономика попала в настоящую спираль смерти», – констатирует профессор Университета Джона Хопкинса Стив Ханке. – Ситуация стремительно деградировала в последние две недели».
По оценке Ecoanalitica, инфляция в Венесуэле, официальные данные по которой засекречены с конца 2015 года, достигла 1430%. В реальности цифра еще выше, утверждает Ханке: она достигает 4115%. В гостиницах и ресторанах, например, цены выросли на 70% за один месяц, говорит он.
Как сообщает CNN, в стране усилился дефицит продовольствия и товаров первой необходимости из-за нехватки валютной выручки, которая используется правительством для импорта. С лета прошлого года экономика де-факто переведена на военное положение: склады с продуктами и медикаментами взяты под контроль армией, которая ответственна за их распределение.
3 ноября Президент Николас Мадуро объявил о реструктуризации внешнего долга после того, как национальная нефтяная компания PDVSA просрочила 5 платежей на сумму 1,5 млрд долларов. Общий размер внешнего долга Венесуэлы, по оценке Torino Capital, достиг 142 млрд долларов и в 14 раз превышает истощенные золотовалютные резервы страны.
13 ноября Международная организация свопов и деривативов (ISDA) признала нарушения Венесуэлой кредитных обязательств, в тот же день до дефолтного уровня кредитный рейтинг Венесуэлы снизило агентство S & P.
Встреча правительства Венесуэлы с кредиторами превратилась в хаос, владельцам госбумаг раздавали шоколадные конфеты, но не предложили ни условий погашения, ни стратегии, ни какого-либо плана по выплате обязательств, рассказал Reuters один из участников мероприятия.
В телеобращении президент Мадуро заявил, что экономические проблемы некогда самой богатой страны Латинской Америки и ее трудности в погашении валютных долгов связанны с «преследованием со стороны мировой финансовой диктатуры», которым дирижирует Вашингтон. «Они никогда не задушат нас, мы никогда не сдадимся империи США», – пообещал Мадуро.
Фактически режим находится перед дилеммой: либо использовать скудные остатки валюты для того, чтобы возобновить платежи по долгу, или направить их на закупку продуктов и товаров – это позволит избежать новой волны беспорядков, но уже полностью отрежет страну от международного рынка капитала, говорит аналитик Bank of America Merrill Lynch Джейн Брауэр.
На волоске от дефолта Венесуэла висела давно, но все предыдущие случаи заканчивались благополучно. В апреле от краха Мадуро спасли экстренные вливания из России на 1 млрд долларов, говорит Брауэр: деньги поступили на счета PDVSA в виде предоплаты за поставки нефти.
В середине октября Мадуро обратился за помощью к архангелу Михаилу и лично приезжал в РФ для переговоров с Владимиром Путиным, но договориться смог лишь о том, чтобы отсрочить выплату на 3 млрд долларов. Новых инвестиций выбить не удалось.
Венесуэла получает 95% валютных доходов от экспорта нефти и критически зависит от ее поставок в США, говорит аналитик FTI Consulting Роберто Симон. В начале года Штаты закупали от 600 до 800 000 баррелей венесуэльской нефти в день. Но после решения Белого дома ввести против Мадуро новый список санкций пакет, включающий как персональные санкции, так и запрет на операции с венесуэльским госдолгом, объемы поставок упали в разы.
По данным Минэнерго, в конце октября закупали всего 255 000 баррелей в день – минимум за все время доступной статистики. Чтобы поддерживать экономику на плаву, Венесуэле нужны ежегодные вливания на сумму 30 млрд долларов, подсчитал Международный валютный фонд.
Мадуро, как и Путин, на что-то надеялся