Украинская экономика никак не может стабилизироваться на фоне непростых международных отношений, военных действий на востоке, безработицы и "теневой экономики". От чего ее будет еще более лихорадить в ближайшее время?
1. Инфляционные процессы
По данным НБУ, в июле стоимость потребительской корзины снизилась на 1% за месяц, а в годовом исчислении инфляция замедлилась до 55,3%. Но это сезонное явление: снижение цен на сельскохозяйственном рынке компенсировало продолжение роста цен в других сферах экономики. С осени вырастут тарифы ЖКХ, рентные платежи по газу и нефти, и может подняться акциз на алкоголь. Поэтому планы правительства уложиться в согласованный с МВФ показатель уровня инфляции в размере 46%, при запланированном курсе в 22 грн за доллар, выглядят весьма сомнительно.
2. Продолжающееся падение ВВП и теневая экономика
По данным официальной статистики за первое полугодие 2015 года ВВП упал на 16,3%. Но власти утверждают, что во втором полугодии ожидается оживление экономики, и по итогам года спад составит 8,9%. По-прежнему, главными факторами снижения ВВП остаются падение объемов производства в металлургии, химической промышленности (производство минеральных удобрений), машиностроении и сельском хозяйстве.
Слишком оптимистичные прогнозы правительства на третий и четвертый кварталы явно подогнаны под требования МВФ и потребуют коррекции в середине третьего квартала. Неэффективность фискальной политики и отсутствие в ней реформ подтверждается ростом уровня теневой экономики, которая в первом квартале 2015 года выросла на 5 процентных пунктов — до 47% от объема официального ВВП. Рост теневого сектора стимулируется высокой инфляцией, обесцениванием гривны и боевыми действиями в зоне АТО.
Именно наличие значительной доли «тени» дает возможность многим украинцам выживать при официальной зарплате на уровне прожиточного минимума. К сожалению, налоговая нагрузка усиливается, что и приводит к увеличению теневого сектора. В третьем квартале, после увеличения затрат граждан на коммуналку, эти диспропорции между уровнем официальных доходов и затратами только усилятся.
3. Уровень безработицы и снижение потребительского спроса
По официальным данным на 1 июля 2015 года количество безработных составляло 449,3 тысячи человек (пособие получали 352,9 тыс. человек) при среднем размере пособия по безработице в 1 211 гривен в месяц. По прогнозам Государственной службы занятости, официальный уровень безработицы к концу 2015 года составит 11,5%.
В третьем квартале показатель безработицы может замедлиться за счет сезонного фактора — сбора и переработки сельхозпродукции. Но это улучшение будет носить временный характер и в четвертом квартале уровень безработицы опять начнет расти.
Правительством так и не представлена глобальная программа занятости населения, а на фоне проблемы занятости почти 2 млн человек — переселенцев с Донбасса, этот вопрос активно будет «раскручиваться» всеми политическим партиями на предстоящих выборах. Глобальная государственная программа общественных работ явно назрела — это обеспечит рабочие места, улучшит инфраструктуру и подтянет показатели ВВП, обеспечив безработных граждан средствами к существованию.
Показателем глобального снижения потребительского спроса является падение розничного товарооборота за первое полугодие на 23,6%. Этот показатель свидетельствует, как о снижении размеров реальных доходов населения (падение за первый квартал составило почти 23,5%), так и о том, что значительная часть торговли ушла на стихийные рынки с расчетами за наличные. Скорее всего, официальный товарооборот продолжит падать.
4. Банковский сектор и фискальная политика
Несмотря на оптимистические заявления главы НБУ Валерии Гонтаревой о завершении очистки банковской системы от неплатежеспособных банков и перехода к следующему этапу — восстановлению доверия к банковской системе — банкопад в третьем квартале продолжится. Причин несколько: отсутствие четкой и прогнозируемой для самих банков и бизнеса валютной и денежно-кредитной политики со стороны НБУ, высокая инфляция, налогообложение доходов по вкладам, рост стоимости жизни и недоверие к банкам.
По данным НБУ в июле объем депозитов в гривне снизился на 1,1%, а в валюте депозиты снизились на 3,6%. Высокая учетная ставка (30% годовых) и значительные риски не позволяют банкам эффективно кредитовать реальный сектор экономики. Уже ясно, что без государственных программ финансирования и кредитной поддержки отечественных предприятий, производство не выдержит. Вопросы, за счет чего тогда государство собирается сокращать уровень безработицы, увеличивать ВВП, поступление налогов и емкость внутреннего рынка, пока остаются без ответа.
Кроме этого под выполнение бюджета этого года заложены две мины: невыплаченная задолженность перед бизнесом по возмещению НДС — около 21,5 млрд млрд грн и значительное сокращение ВВП, приводящее к уменьшению базы налогообложения.
Волнует и то, что согласно балансу НБУ на 1 июля, Национальный банк должен еще во втором полугодии перечислить в бюджет более 36,6 млрд гривен своей потенциальной прибыли. Эта прибыль формируется в основном за счет доходов по рефинансированию и ОВГЗ, доходов по валютным операциям и переоценке валютных активов Нацбанка. А это значит, что косвенно Национальный банк не заинтересован в снижении учетной ставки и глобальном укреплении гривны. Поэтому ситуация с наполняемостью бюджета за счет прибыли НБУ может негативно отразиться на всей экономике.
5. Международная торговля
По данным Госстата положительное сальдо внешней торговли товарами за первое полугодие 2015 года составило 1,246 млрд долларов. По сравнению с январем-июнем 2014 года экспорт сократился на 35,0%, импорт — на 38,5%. Товарная структура украинского экспорта такова: металлы — 27,2%, продукты растительного происхождения — 18,2%, механические и электрические машины — 9,9%, минеральные продукты, а также жиры и масла — по 8,7%, продукция химической промышленности — 6,5% и готовые пищевые продукты — 6,4%.
Основной проблемой в третьем квартале будет неизбежное ухудшение этого показателя, так как затраты по импорту энергоносителей под обеспечение отопительного сезона превысят прогнозные поступления от реализации урожая (цены на продукцию сельского хозяйства в июне — августе снизились).
6. АТО и холодная зима
Тут все предельно ясно: из-за продолжающихся военных действий в зоне АТО президент увеличил расходы на оборону еще на 5,3 млрд грн. К военным проблемам в третьем квартале добавляется невозможность получения добытого на Донбассе украинскими шахтами угля для наших ТЕЦ. На отопительный сезон необходимо обеспечить получение и доставку еще минимум 7 млн тонн, а значит даже при минимальных ценах украинского угля в 1116 грн за тонну, на его закупку необходимо 7,812 млрд гривен. Если использовать южноафриканский уголь, который можно задействовать и в металлургической отрасли, затраты составят не менее 11,886 млрд гривен при условии неизменности курса доллара.
7. Выборы в местные советы и популизм
К сожалению, ни одни выборы в Украине не проходят без популистких лозунгов и предвыборных обещаний. Чем ближе к 25 октября, тем больше Верховная Рада и потенциальные кандидаты принимают и предлагают экономически нереальных проектов. Одним из последних примеров можно назвать принятие ВР закона о реструктуризации валютных кредитов или обещания об увеличении пенсий и зарплат бюджетникам. С одной стороны — 13,5 млн пенсионеров и более 1,3 млн бюджетников совершенно нереально выжить на среднюю пенсию в сумме 1 670 грн или зарплату бюджетников до 2 000 грн. С другой стороны, пока реформы неэффективных Нафтогаза, ЖКХ, здравоохраннения, образования идут больше на бумаге, сколько не повышай квартплату или отчисления на зарплату — собираемые средства просто обогащают чиновников. А населению приходится довольствоваться гречкой в продуктовых наборах кандидатов или подачками местных властей – когда выборы на подходе.