Агентство национальной безопасности США и ФБР напрямую подключаются к центральным серверам 9 ведущих американских интернет-компаний, утверждает The Washington Post, ссылаясь на некий "сверхсекретный документ", оказавшийся в распоряжении редакции.
Ведомства “извлекают аудио- и видеочаты, фотографии, электронные письма, документы и журналы интернет-подключений, что позволяет аналитикам следить за иностранными “объектами”, – пишут журналисты Бартон Джеллмен и Лора Пойтрас.
По данным газеты, речь идет о программе под кодовым названием PRISM, которая доселе не предавалась огласке. Информация извлекается напрямую с серверов Microsoft, Yahoo, Google, Facebook, PalTalk, AOL, Skype, YouTube, Apple.
Как пишет газета, PRISM возникла в 2007 году, на руинах секретной программы слежки за американцами, которая вызвала возмущение в США. Президент стал искать новые полномочия для слежки. Конгресс принял два закона, которые “предоставили судебную неприкосновенность частным компаниям, добровольно содействующим сбору разведданных властями США”, говорится в статье. Первым партнером PRISM стала Microsoft, утверждает издание. В результате власти спешно собирали информацию, пока в обществе бушевали дебаты о слежке и тайне частной жизни.
Несколько интернет-компаний, с которыми связались журналисты, заявили, что ничего не знают о данной программе, не предоставляют ведомствам прямой доступ к своим серверам и отвечают лишь на конкретные запросы об информации.
Газета комментирует: “Возможно, нестыковки между информацией о PRISM и словами представителей компаний порождены неточностями, которые допустил автор документа АНБ. В другом засекреченном докладе, который стал известен нашему изданию, договоренность описывается как разрешение “организациям сбора [информации посылать] рабочие инструкции по контенту напрямую на оборудование, размещенное в точках, контролируемых компанией”, а не напрямую на сервера компании”.
По мнению газеты, из слов чиновников и самого документа явствует, что АНБ считает названия своих партнеров “самым конфиденциальным секретом PRISM”. “98% выработки PRISM основаны на Yahoo, Google и Microsoft; мы должны постараться не повредить этим источникам”, – говорится в примечаниях. Согласно слайдам и другим материалам, с которыми ознакомилась газета, почти каждый седьмой доклад АНБ опирается на данные PRISM.
По данным издания, существует и параллельная программа под кодовым названием BLARNEY, которая собирает технические “метаданные” о трафике.
Администрация Обамы подчеркивает: приняты меры, утвержденные судом, чтобы слежка велась только за лицами, не имеющими гражданства США и находящимися за пределами США. Аналитики задают параметры, которые должны гарантировать, по меньшей мере, на 51% уверенности в том, что объект слежки – “иностранец”. И все же АНБ собирает много “американского контента”. “Сбор информации о предполагаемом шпионе или иностранном террористе означает, как минимум, что в “невод” попадают все адресаты во “входящих” и “исходящих” почтового ящика объекта”, – пишет газета. Согласно инструкциям, аналитики прослеживают контакты на “два скачка” от объекта, говорится в статье.
Согласно слайдам о PRISM, все активнее идет работа с Facebook и Skype. Путем “нескольких кликов” и утверждения, что объект подозревается в терроризме, шпионаже или распространении ядерного оружия, аналитик получает полный доступ к существующим у Facebook “широким возможностям поиска и слежки в отношении различных сервисов онлайн-социальных сетей”. Можно отслеживать различные виды связи через Skype, Google предлагает почтовый сервис, чаты, хранилища фотографий и документов и др.
Именно опыт использования этих систем и ужас перед их возможностями заставил некого “кадрового сотрудника разведки” передать слайды и вспомогательные материалы в редакцию The Washington Post, сообщают журналисты. Этот источник счел, что происходит крупное вторжение в частную жизнь: “Они вполне буквально могут наблюдать за возникновением ваших мыслей, когда вы печатаете на компьютере”.