"С момента своего возвращения к власти год назад Владимир Путин усилил законодательный арсенал, чтобы заставить оппозицию замолчать. В Женеве, перед Советом по правам человека Москва отстаивает свой курс и оправдывает усиление контроля над обществом", - передают корреспонденты Le Temps Фредерик Коллер и Пьер Вейя.
6 мая 2012 года, накануне инаугурации Владимира Путина на третий президентский срок, в Москве состоялась последняя крупная антипутинская акция протеста, напоминает издание. Десятки тысяч протестующих мирно собрались на Болотной площади, однако все закончилось столкновениями с органами правопорядка. Оппозиция обвиняет во всем полицейских провокаторов, а полиция — провокаторов из числа манифестантов. На сегодняшний день 24 участника событий обвиняются в совершении насильственных действий против сотрудников полиции, 16 из них находятся под стражей.
При этом власти уверяют, что Россия никогда еще не была так свободна и богата, как в 2013 году. «Вне всякого сомнения, значительная часть россиян довольна путинским режимом, который покупает социальный мир на доходы от нефтяной ренты, — говорится в статье. — Однако вызванная беззаконием фрустрация интеллектуальной элиты и части среднего класса продолжает расти».
За прошедший год были приняты новые законы, ограничивающие свободу собраний, увеличилось давление на правозащитные НКО, а у заметных представителей оппозиции начались проблемы с законом, пишет Le Temps.
Международные наблюдатели обвиняют российскую судебную систему в «мстительности» и отсутствии независимости. «Создается впечатление, что некоторые судьи все еще находятся под влиянием старой советской системы и сохраняют связи с органами исполнительной власти и прокурорами», — беспокоится специальный докладчик ООН по вопросам независимости судей Габриэла Кнаул.
Критики Путина часто сравнивают происходящее в России с периодом, предшествовавшим сталинским репрессиям 1937 года. «Дело не в том, что Путин воспринимается как фигура, равная Сталину, — считают журналисты. — Порицается судебный произвол».
Сам Путин считает неуместным сравнение текущей ситуации с эпохой правления Сталина. В ходе прямой линии российский лидер заявил, что элементы сталинизма — это «культ личности, массовые нарушения закона, репрессии и лагеря. Ничего подобного в России нет».
«Сила Путина в слабости оппозиции, — заключают авторы статьи. — Ни одна политическая партия не стала реальным противовесом власти».