Последние новости
Сегодня
17 января 2025
16 января 2025

Почему так долго полыхают пригороды Стокгольма

no image

Казавшаяся социально благополучной Швеция столкнулась с неожиданно сильной волной протестов в иммигрантских пригородах, подобных тем, что ранее сотрясали Великобританию или Францию

Минувшая ночь стала уже пятой, когда во все новых и новых пригородах Стокгольма горели автомобили и школы, забрасывались камнями отделения банков и комиссариаты полиции. Беспорядки, в свою очередь, спровоцировали волну дебатов о месте в обществе иммигрантов, составляющих около 15% населения Швеции и сосредоточенных в основном в неблагополучных геттоизированных предместьях с рекордным уровнем безработицы. Так, в Хусбю, где начались погромы, на пособии сидят почти 9% жителей в сравнении с 3.5% в соседнем Стокгольме. Молодежь не видит для себя выхода из этой социальной и этнической изоляции и, порой обвиняя полицию в провокациях, дает выход своему гневу в актах насилия. Однако, как отмечают комментаторы, сжигая школы, машины и автобусные остановки, погромщики – символически ли, реально ли – не дают вырваться из “горячих предместий” и всем остальным их жителям, – сообщает euronews.com.

ИА REX: Что происходит с Европой вообще и в Стокгольме в частности?

Лев Вершинин, политолог и историк, кандидат исторических наук:

На самом деле, чтобы хоть сколько-то представить себе, что сейчас происходит в Швеции, нужно смотреть сюда, где раскрутка сюжета идет в реальном времени. На самом деле, уровень мятежа уже зашкалил за все рамки, известные нам по событиям в Париже, Брюсселе, Лондоне, Остенде и т.д.. Такого Европа не видела, пожалуй, – что-то в этом духе уже прозвучало открыто, – со времен знаменитых баррикадных боев середины ХIХ века. Во всяком случае, к концу пятого дня бунта, – а он реально бессмысленный и беспощадный, – никаких признаков усмирения нет даже в намеке. При всем том, что полиции еще позавчера дали какие-то “дополнительные полномочия”, что-то реальное сделать она не может, – напротив, под градом бутылок с “Молотов-коктейлем” и кислотой, камней, а если слухи, что и чего-то покруче, стражи порядка медленно отступают, позволяя мятежникам просачиваться из сомалийско-азиатских районов, где власть Трех Корон уже пала, к центру города.

И при всем том – молчание. Все новостные ленты, все ведущие телекомпании мира, кроме шведских, упоминают о событиях, но как бы вскользь, пунктиром, без малейших деталей. Ни слова не говоря о жертвах, которых за почти неделю уже не стычек, а боев просто не может не быть. Цифра “потерь” все та же, что была мимоходом проброшена три дня назад: “четверо полицейских легко ранены”, – и все: из Ютуба сколько-нибудь подробные репортажи исчезают мгновенно, без пояснений или с пояснениями типа “шокирующий сюжет”, а сообщения блогеров и стрингеров, пытающихся вести прямые трансляции, чья-то невидимая руках не менее старательно вычищает из социальных сетей.

Очень соблазнительно делать выводы в стиле “Ага, допрыгались!”, но давайте слегка обождем. Все, похоже, не совсем так, как бывало раньше, и риск ошибиться крайне велик. Во всяком случае, я сказать, что это за “бунты нового типа”, кто их начал, кто раскручивает, и кто совершенно явно не позволяет погасить, пока что не могу. А ерничать на тему “Куда смотрят разнообразные Хьюман Райс, прочему молчат о праве народа на бунт и революцию?” не хочу. Потому что ясно: молчат, ибо велели. Они вообще без приказа глухи и немы. Зато в полной мере присоединюсь к вопросу, четко сформулированному блогером takeshi_katana: почему тупо молчит российская пресса, которой, казалось бы, сам Бог велел кричать?

Вдумайтесь: в стране пусть не НАТО, но практически НАТО, считающейся самой (ну, не самой, но близко к тому) приятной и симпатичной в Европе, творится невесть что, а события окружены заговором молчания. В такие моменты самое естественное: включить СМИ на полную катушку, отправить в Стокгольм группы журналистов, фотокоров, правозащитников и официальных наблюдателей, предоставить слово послу РФ в Королевстве. В конце концов, Россия пока еще постоянный член СБ ООН, и она не только вправе, но и обязана. И если вместо реализации этих более чем естественных, никаких законов и правил не нарушающих действий Москва присоединяется к тому самому заговору молчания, значит, вопросов становится еще больше.

И – да. Вполне согласен с дорогим takeshi_katana также и в том, что если (когда) хотя бы 5% подобного случится на улицах Москвы, та же Швеция, – не говоря уж обо всех остальных, – молчать не будет, а вопрос о необходимости “немедленно вмешаться” и “помешать российской диктатуре топить в крови мирные митинги” мгновенно встанет на повестку дня ООН, как наиважнейший.

Андрей Давыдов, журналист:

Это обыкновенное сумасшествие. Но, ни один “нормальный” сумасшедший никогда не признает себя таковым. Мы наблюдаем крах политики толерантности и мультикультурализма, но Европе нечего ему противопоставить, ибо эта политика только продолжится с еще большим навалом, включая тотальную нетерпимость к любым возражениям. Леволиберальные круги будут считать, что еще слишком мало сделали на этом направлении – и надо сделать жизнь бедных иммигрантов более комфортной: не обременяя их работой, если они не желают, увеличить пособия, создать все условия, чтобы они чувствовали себя, как дома, и заткнуть рты всем, кто обижает “новых европейцев” несправедливой критикой (ведь они так настрадались). Само собой, результатов долго ждать не придется. Любой повод, начиная с косого взгляда “высокомерного” аборигена, будет раз за разом становиться той спичкой, которая поджигает сухой порох ранимых “беженцев”. Кроме того, многие из них считают себя в полном праве судить коренных европейцев за все их преступления в Азии и Африке, нисколько не заморачиваясь тем, что Европа их пригрела. Сами европейцы чувствуют свою вину – значит, они их судьи. Это очень простая психология, но что вы хотите от этого контингента? В конце концов, Европа сама его отбирала, руководствуясь не менее примитивными представлениями о “тоталитарных режимах” и диктатурах. И пока она будет упорствовать в своем взгляде на мир как единственно верном, будет получать уроки, подобные шведскому.

Юрий Юрьев, политконструктор:

В мире множество огнепоклонников и многожёнцев. Нет ничего удивительного, что в эпоху глобализации в Стокгольме могло оказаться некое масштабное мероприятие огнепоклонников. Не будет удивительным, если огнепоклонники окажутся ещё и многожёнцами, ЛГБТ, похитителями невест и расхитителями гробниц в той мере, в которой им это толерантнейше позволят шведы. Если самих шведов не сожгут.


Все статьи