Газпром недооценил решимость Еврокомиссии в борьбе за либерализацию газового рынка, и теперь число его врагов в Европе может только возрасти.
Об этом говорится в статье The Economist. «Газпром недооценил полномочия Европейской комиссии, которая подтолкнула страны-члены к либерализации своих газовых рынков. Он попытался заблокировать деление рынка смесью кнута и пряника. Но это принесло больше проблем.
Год назад Комиссия провела серию захватывающих набегов на 20 офисов Газпрома и связанных с ним компаний. Это развеяло миф о том, что политические связи компании в крупных европейских странах дали ему иммунитет.
4 сентября комиссия начала антимонопольное расследование по трем обвинениям. Все они являются потенциально смертельными для бизнес-модели Газпрома», – говорится в статье. «Он (Газпром – ред.) любит заключать соглашения с отдельными странами, что позволяет вознаграждать друзей и наказывать врагов. Теперь Газпрому будет трудно защищать контракты с отдельными странами против правил единого рынка ЕС.
Впрочем некоторые страны все же могут выбрать долгосрочные контракты и привязку к нефти. Газпром далеко не обречен. Он бросил вызов скептикам и критикам, успешно построив “Северный поток”, который проходит по дну Балтийского моря в Германию. Это означает, что он больше может не быть заложником транзитных стран таких как Украина и Белоруссия. Он только усилил свое торговое подразделение в Великобритании.
Некоторые внутри компании стремятся конкурировать со сланцевым газом, который в Европе до сих пор не добывают. Но, как узнала американская компания Microsoft, после своих ссор с Комиссией: монопольная власть в Европе приносит больше врагов, чем прибыли».