Воскресное шествие с требованием отмены "антимагнитского закона" и роспуска Госдумы в Москве собрало, вопреки ожиданиям скептиков, десятки тысяч человек, причем на него пришли многие из тех, кто раньше на акции оппозиции не ходил.
Участники “Марша против подлецов” заполнили всю проезжую часть Петровского, Рождественского и примыкающих бульваров – шествие растянулось по крайней мере на полтора километра. Его участники протестовали против закона, который в ответ на санкции против предполагаемых российских коррупционеров со стороны США запрещает, в частности, усыновление российских же сирот американцами.
По приблизительной оценке Би-би-си, в шествии приняли участие от 20 до 30 тысяч человек.
Фотограф и блогер Дмитрий Терновский объявил, что организовал подсчет собирающихся на шествие. Посчитать буквально всех по головам Терновскому с помощниками не удалось, но усредненное число прошедших через каждую из 46 рамок металлоискателей дали Терновскому основание утверждать, что в “Марше против подлецов” приняли участие около 24 тысяч человек.
Московская полиция утверждает, что в шествии участвовали 9,5 тысяч человек, лидеры оппозиции говорят о 30-50 тысячах. Опыт прежних акций протеста говорит, что их организаторы обычно существенно завышают число участников, полиция же занижает, нередко – в разы.
Успех и миф
“Это большой успех всего гражданского движения, оппозиции в частности. Мы опровергли миф о том, что протестная активность населения исчезла, что теперь власти могут делать все, что им угодно. Вышло больше 50 тысяч, и, учитывая мороз и новогодние каникулы, это – отличный результат”, – сказал bbcrussian.com лидер “Левого фронта” Сергей Удальцов, возглавлявший левую колонну шествия.
Удальцов уверяет, что теперь, с учетом массовости акции 13 января, “власти придется корректировать свою политику”. Если же власть, как говорит Удальцов, не откажется от репрессий и не начнет диалог с гражданским обществом, то он с соратниками намерен весной устроить “общероссийскую кампанию неповиновения”.
“Марш против подлецов” прошел без инцидентов и задержаний. Небольшая часть его участников, несколько десятков завсегдатаев протестных акций, по окончании марша остались на проспекте Сахарова, но в пятом часу вечера по просьбе полиции постепенно разошлись.
На шествии люди несли плакаты “За роспуск Госдумы”, “Достала путинская мразь”, “Маккейн, усынови Путина!”, “Во взбесившийся принтер засосало детей!”, “У мамы нет национальности!”
Марш после драки
“Сиротский закон” стал ответом российских властей на принятый в США “акт Магнитского”, который вводит визовые санкции в отношении ряда российских чиновников, имеющих отношение к гибели юриста Сергея Магнитского в московском следственном изоляторе.
Часть скептиков считала акцию 13 января запоздалой и критиковала Координационный совет оппозиции за нерасторопность. По мнению критиков, марш следовало проводить, когда вопрос об усыновлении сирот был на стадии решения и находился в центре внимания.
Формально, впрочем, КС не был организатором акции. Заявителями выступили отдельные активисты разных организаций, под своими флагами на шествие вышли Левый фронт, движение “Солидарность”, партии РПР-Парнас и “Яблоко”, анархисты-“антифа” и другие организации.
Националисты, участовавшие почти во всех прежних общегражданских акциях протеста, на этот раз не пришли. Не участвовали в марше и коммунисты и другие партии “парламентской оппозиции” – их фракции почти в полном составе голосовали за “антисиротский” закон.