В Каире расстреляна демонстрация исламистов, не менее 50 человек погибли. Военные действовали жестко и быстро, но армии до сих пор не удалось сформировать коалиционное правительство, которое бы пришло на смену Мурси и "Братьям-мусульманам".
Египтяне усвоили урок, что “Братья-мусульмане” в одиночку не могут править Египтом – теперь надо понять, что и без “Братьев” ничего не получится, пишут СМИ.
Кровопролитие углубило раскол среди простых египтян, пишут Бен Хаббард, Карим Фахим, корреспонденты The New York Times. В столице Египта не утихают народные волнения, в понедельник там была расстреляна демонстрация исламистов.
Можно было ожидать, что штурм, начатый армией ранним утром в понедельник и стоивший, по меньшей мере, 54 жизней, заставит египтян объединиться в горе и ярости. Но еще недавно протестовавшие бок о бок люди, даже члены одной семьи, теперь черпают информацию из разных источников, имеют крайне разнящиеся взгляды на причины случившейся бойни и доказывают, что именно они – истинные защитники революции, свергнувшей Хосни Мубарака. Каждый из враждующих лагерей утверждает, что США деятельно помогают их оппонентам, говорится в статье.
“Взаимные обвинения все сильнее омрачают революционное восстание, когда-то декларировавшее приверженность плюрализму”, – замечают журналисты. Например, они побеседовали с “тихим сотрудником турбюро” Ваэлем Али, который считает: чтобы Египту выйти из политического кризиса, надо закрыть критически настроенные к правительству телеканалы, посадить в тюрьму лидеров “Братьев-мусульман” и отлучить от политики их партию.
Народ Египта поляризован больше, чем когда-либо, подтверждает корреспондент Los Angeles Times. Военные тщетно пытаются навести порядок, страна все дальше погружается в хаос.
В понедельник более полусотни человек были убиты, когда армия и полиция открыли огонь по сидячей забастовке во время утренней молитвы. Протестующие призывали к освобождению исламистского президента Мухаммеда Мурси – военные утверждают, что реагировали на “террористическую группировку”, вооруженную огнестрельным оружием и “коктейлем Молотова”. “Ошеломленные, но не остановленные насилием, исламисты тут же призвали к национальному восстанию”, – пишет автор статьи Джеффри Флейшман.
Армии до сих пор не удалось сформировать коалиционное правительство, которое бы пришло на смену Мурси и “Братьям-мусульманам”, а без этого, по словам критиков, армия действует только в качестве карательной силы, говорится в статье.
Действия военных в понедельник утром также могли сблизить двух исламистских противников – “Братьев-мусульман” и ультраконсервативную салафитскую партию “Нур”. Эта партия выступила против “Братьев-мусульман” на прошлой неделе и присоединилась к коалиции светских и религиозных партий, выступавшей за свержение Мурси. Но она воспрепятствовала тому, чтобы провозгласить в субботу секуляриста Мухаммеда аль-Барадеи премьер-министром.
Столкнувшись с нарастающим давлением исламистского лагеря после убийств, “Нур” вышла из переговоров о формировании временного правительства. Этот шаг может консолидировать силы исламистов и нанести вред попыткам стабилизировать страну, говорится в статье.
“Египет: кровавый шаг назад” – так озаглавил статью для The Washington Post официальный представитель движения “Братья-мусульмане” Гехад Эль-Хаддад. По его словам, нельзя отрицать, что в пятницу противники Мурси первыми напали на его сторонников. Полиция не вмешивалась.
Вчера военные снова обстреляли толпу боевыми патронами. Десятки убиты, сотни ранены, утверждает автор, выделяя главные, на его взгляд, факты.
1) Армия оправдывает насилие теми же словами, которые раньше употреблял режим Мубарака.
2) Репрессии начались с первых секунд переворота.
3) Мурси, наоборот, не санкционировал применение силы к протестующим.
4) Запад фактически способствует хаосу. “Вы не можете называть себя нейтральными, когда вы оправдываете и финансируете военный переворот против избранного президента”, – пишет Эль-Хаддад.
Египет сейчас катится вспять в темные времена насилия, пыток, унижения человеческого достоинства, заключает автор: “Это не просто военный переворот, это кровавый переворот”.
Как пишет обозреватель немецкого издания Tageszeitung Карим эль-Гавари, египтяне усвоили урок, что “Братья-мусульмане” в одиночку не могут править Египтом – теперь им предстоит понять, что и без “Братьев” управлять страной не получится.
“Обе стороны – одни видят себя жертвами путча, другие считают армию спасительницей нации – ведут себя непримиримо. Те, кто в последние дни протестовал против Мурси, призывают теперь “разделаться” с “Братьями-мусульманами”, – рассказывает эль-Гавари, замечая, что “вообще-то их два миллиона”. Обстрелянные “Братья-мусульмане”, в свою очередь, обрели собственных мучеников и теперь уже сами призывают к восстанию.
Самая большая проблема, подчеркивает автор статьи, заключается в том, что “в стране нет ни легитимной власти, ни какой-либо нейтральной государственной структуры, способной остановить спираль насилия”. Армия автоматически отпадает после свержения Мурси и расстрела демонстрантов.
Отныне совершенно не важно, кто станет во главе правительства, – “в любом случае он получит неуправляемую страну”, полагает автор. “Еще несколько дней назад была надежда, что в ближайшее время в стране пройдут президентские выборы, теперь же даже трудно представить, как египтяне будут стоять в очереди на избирательном участке без того, чтобы не поубивать друг друга”.
Политические организации, связанные с “Братьями-мусульманами”, вот уже 30 лет ведут свои кампании на Ближнем Востоке под лозунгом “Ислам – это выход!”, пишет в Le Figaro Рено Жирар. Под этими знаменами они побеждают националистические, социалистические и светские режимы, установившиеся после деколонизации.
С момента своего основания в 1928 году “Братья-мусульмане” неуклонно совершенствовались в качестве оппозиции. Честные и милосердные, они смогли убедить население (в основном необразованное и очень религиозное), что они истинные слуги Всевышнего. После свержения режимов в Тунисе и Египте “Братья” выиграли выборы, так как были единственной организованной силой и их моральный облик выглядел безупречным.
Чем же они так быстро вызвали ненависть людских масс в Египте?
Прежде всего, виновата крайняя некомпетентность в экономической сфере. “Страной нельзя управлять как палаткой на базаре, – указывает Жирар. – В современном мире существуют такие понятия, как добавленная стоимость, платежный баланс, скорость обращения денег и другие. У правительства, не разбирающегося в этом, нет шансов создать стабильную экономическую обстановку”.
Во-вторых, “Братья-мусульмане” не желают понять всех значений слова “демократия”, продолжает автор. Они забыли, что одной лишь победы на выборах недостаточно: требуется построение правового государства.
Участие исламистов в управлении мусульманскими странами приводит к печальным результатам, делает вывод автор. “Править от имени Бога – иллюзия, – уверен он. – В действительности существует только правительство людей”. “Мусульманский мир не добьется гармоничного политического и экономического развития до тех пор, пока не откажется от “правительств Бога” и не сделает наконец ислам частным делом каждого”, – подводит итог Жирар.