О религии, пророчествах и анонсированном в Интернете конце света мы и решили побеседовать с главой Единого духовного центра мусульман Абдуррауфом Забировым.
– Что касается Судного дня, эта тема сейчас активно муссируется в обществе. Например, многие верят в то, что конец света наступит уже в этом году, 21 декабря. Эта версия очень популярна. Что вы думаете по этому поводу?
– Судный день — это один из столпов. Когда ангел Джабраил (Гавриил) явился в человеческом облике и спросил Пророка, когда настанет Судный день, Пророк ответил: “спрашиваемый менее сведущ, чем спрашивающий”. Потому что в Коране есть ответ: знание о часе Судного дня доступно только Всевышнему. Но есть предзнаменования — большие признаки, 10, и маленькие признаки, их более 60. А даты никто не знает. Люди сейчас думают: когда Судный день? Да посмотрите, сколько людей вокруг умирает. И когда-то мы тоже покинем этот мир. Есть изречение Пророка — “для того, кто умер, Судный день уже наступил”. До того, как мы войдем в могилу, она уже заполняется нашими поступками. Человек должен помнить о смерти каждый день, знать, что этот мир тленный, это экзамен, и Всевышний спросит с каждого, и каждому придется держать отчет за эту жизнь. А то, что есть какой-то календарь майя, который кто-то где-то написал,— это сказки для профанов. Для людей, которых Всевышний облагодетельствовал тем, что дал возможность прикоснуться к великому духовному наследию нашего Пророка, это смешно! Есть определенная информация, которая является фильтром от таких “уток” или каких-то утверждений про какой-то календарь. Может быть, для этого племени он уже давно настал, этот Судный день.
– После наступления Судного дня по исламу все живые существа — и людей, и животных — ждет воскрешение?
– Есть понятие эсхатологии — жизнь после смерти. Когда наступает смертный срок, душа покидает тело и находится в определенном мире душ. Или во благе, или в наказании. Есть понятие “мир душ”. А когда сам Судный день настанет, тогда Всевышний сделает так, что тела произрастут из земли, но в новой форме тел, которая рассчитана не на 60-70 лет, а на вечную жизнь. И в эти тела по воле Всевышнего Аллаха будут введены души человека. И потом все предстанут перед Всевышним. Каждый человек будет держать отчет. И будет спрошен, помимо прочего, о 5 важных вещах: о жизни, как самой большой нашей ценности, о том, на что человек потратил свою жизнь. Следующее — о молодости, лучшей поре жизни. Потом Всевышний спросит об имуществе — какими способами человек приобрел его и куда потратил. То есть надо зарабатывать праведно, легитимным путем, и на такие же цели тратить. Еще Всевышний спросит о полученных знаниях, руководствовался человек ими или нет. Если знания пришли к нам от Всевышнего, мы должны руководствоваться ими, эти ценности должны быть нашей жизнью. Есть понятие “рай” — дом вечности, который объемлет небеса и землю, где нет смерти, вечная молодость и здравие, нет болезней.
Там милость Аллаха будет вечно обновляться. Описывая рай, Пророк учитывает, что разум человеческий ограничен. Мы получаем эти знания на том уровне, на котором наш мыслительный аппарат может это воспринять. И Пророк говорит: воистину в раю есть то, что ни одно око человеческое не видело, ни одно ухо человеческое не слышало и рассудок человека даже не может представить. То есть вечность и вечное счастье. Кстати, животные тоже будут воскрешены. Пророк призывает людей: “Будьте милосердны к тем, кто на земле, и будут к вам милосердны те, кто на небесах”. Все это в Коране, в изречениях Пророка подробно раскрывается. У нас есть наука Вопросы вероубеждения, которая изучает веру в Судный день, конец света.
Но самое главное право — это право человека, сына Адама. Сейчас льется человеческая кровь, ущемляются права людей. Что творится, например, в секторе Газа?
– Но коль скоро человечество погрязло в грехе и насилии, можно ли надеяться на вмешательство Высших сил?
– То, что произойдет, не в наших руках, а в руках Создателя. Зло не может длиться вечно. Любое зло, тирания в конечном счете сходит на нет. Но людям непременно надо вернуться на правильный путь — путь цивилизации ценностей, понять свою миссию в этом мире. Все мы люди, и если мне плохо, то и другому тоже плохо. Если мне больно — то и другому тоже больно. Люди должны понять, что все мы являемся детьми Адама и Евы. Надо менять сознание. Ненормальный менталитет, нездоровые принципы или вообще их отсутствие ожесточает людей. Человек начинает ненавидеть человека, который является его родственником.
– Что случится, если люди не одумаются и не обратятся к религии?
– Тогда человечество ждет деградация личности, семьи, общества. Мы все видим, во что мы превращаемся. Наше право — воспринять ту милость, с которой пришел пророк Мухаммад, вопреки всему. Формула жизни верующего человека восхитительна. Пророк объясняет, как удивительно положение верующего: все его состояния несут благо для него. Если какая-то милость его постигает, материальная, моральная, духовная,— он признает, что это дано Всевышним, и благодарит его за благо. А если выдаются какие-то испытания, трудности — он терпит, знает, что это тоже испытание от Всевышнего, то есть тоже благо. Итак, милость плюс благодарность является раем. Испытания плюс терпение тоже является раем. Такая формула жизни. Если в человеке есть вера, искренняя вера и любовь к Всевышнему, человек всеми силами стремится к тому, чтобы воспринять частичку духовности от Его посланника. Ведь Пророк — как цветок розы. Есть притча: один человек берет глину, и из нее исходит аромат. И он спрашивает: глина, почему из тебя исходят такие благовония — ты же не амбра, не мускус? Она говорит: я обыкновенная глина, но я была под розами. И каждое утро роса с роз спадала на меня. То есть мы должны впитать аромат духовности Пророка. И ответственность за это лежит на умме — чтобы мы показали учение Пророка в нашей общественной жизни, политической позиции, в бизнесе, на работе, дома и т.д. Мы, мусульмане, должны это показать людям. Не только цитируя аяты. Люди должны увидеть в нас учение Пророка. Обыватели спросят: вы — умма Мухаммада, а что же в вас есть от вашего Пророка? И вот эта роза, росинки должны быть на нас и источать аромат.