Украинцы, вернувшиеся из Ливии, рассказали о беспорядках в стране и причинах своего бегства. Среди прибывших из Ливии в основном работники посольства, врачи и группа авиаинженеров
Кроме жителей Украины в Киев прилетели граждане Азербайджана, Польши, Румынии и других стран. Беженцев встречала группа МЧС, кареты скорой помощи и несколько автобусов. После прилета их доставили домой или в отели. Встречать беженцев в аэропорт также приехал министр иностранных дел Константин Грищенко.
Еще задолго до приземления самолета возле терминала F в Борисполе заступили на дежурство работники украинского МЧС. У них было несколько тележек с одеялами.
“Люди с борта позвонили и сообщили, что они в легкой одежде. Поэтому попросили что-нибудь теплое – вот мы и обеспечили им одеяла. Хватит на всех”, – заявил старший группы МЧС Украины Петр Валянский.
Многие в охваченной беспорядками стране находились вместе с детьми и вернулись ради их безопасности. Среди них медсестра Виктория Шелковникова с семилетним сыном Владиком, которая проработала в Ливии последних четыре года.
“Я жила в 40 км от Триполи, в военном госпитале. С началом боевых стычек мы освободили все палаты, больных отправили домой. Ожидали многих раненых. Но за последнюю неделю к нам доставили всего троих: один со смертельным выстрелом в голову и еще двоих мы успели спасти. В столице после пяти часов вечера ввели комендантский час – поэтому все сидят по домам. Закрылись магазины, базары. Нет интернета, мобильная связь работает только по ночам. На улицах встречаются мародеры, слышна стрельба. Все только и говорят о том, что страна на грани гражданской войны” – сообщила Шелковникова.
В Ливии она работала по контракту, который закончился в декабре. На днях украинка намеревалась подписывать новый, но не успела.
“Если стабилизируется обстановка, я поеду назад – у меня хорошая работа была, вовремя зарплату платили. Условия жизни тоже хорошие. И у нас маленький городок был очень хороший, охраняемый. Школа хорошая. Если бы не эта ситуация, конечно, я бы еще работала. На тот момент, когда я въехала, мне платили $600, потом подняли до $800. Но посольство предложило подать списки тем, кто желает вернуться в Украину. Вот я и решила, что нужно ради безопасности сына улетать”, – отметила Шелковникова.
“Я очень боялся. На улице постоянно взрывались петарды, а мы думали, что это стреляют. Все время казалось, что на нас сейчас нападут, и придется бежать”, – признался ее сын Владик.
Харьковчанин-авиаспециалист Михаил Яценко рассказал, что находился в Ливии в рабочей командировке. Работодатели отобрали у него загранпаспорт. “Командировка должна была закончиться пятого марта, но когда услышал об эвакуации, решил улететь. В Триполи, где я временно жил, постоянно были слышны выстрелы, очень страшно. Когда я ехал в посольство, чтобы восстановить загранпаспорт, который у меня отобрала ливийская авиакомпания, на которую я работал, не смог поймать ни одного такси. Все боятся. Вчера с утра в магазинах появились длиннющие очереди за хлебом. Цены поднялись процентов на 10. Ливийцы массово запасаются продуктами, боятся, что завтра прилавки опустеют”, – сообщил Яценко .
Светлана Запотичная, проработавшая в Триполи врачом последние шесть лет, рассказала, что последние три ночи не могла уснуть из-за стрельбы. “Все тюрьмы открыты, рецидивисты и уголовники на свободе! Они грабят, нападают на людей. На каждом доме сидят снайперы! Последние дни мы совсем не работали – ждали самолета из Украины”, – отметила она.
По ее рассказам, ливийцы очень бедная нация. Есть только набольшая группа богатых, чьи дети ездят учиться в западные вузы. Например, доктор получает $1500, при прожиточном минимуме в $350. Для сравнения, пакет молока стоит $1,5.
“Дорога в аэропорт была ужасной! Давка! Сопроводившие нас четыре охранника еле-еле пробили для нас узкий коридор, – рассказала дочь Светланы Роксолана. – Мы забирали только то, что можно – я в первую очередь взяла компьютер. Книги и многие вещи пришлось оставить”.
Роксолана Запотичная в Триполи изучала иностранные языки. По ее словам, там это сделать намного дешевле. Она со слезами на глазах вспоминает об оставшихся в Триполи друзьях-ливийцах.
“Мне так жалко мирных жителей. За что их убивают?! – сказала она. – За 20 км от города нанятые войска стреляли по демонстрантам. Мой знакомый поляк, живший в Завии – небольшом городке за 50 км от Триполи, чудом остался в живых, а его родители погибли. Город разнесли под чистую! Все полыхало в огне – стреляли по нефтеперерабатывающему заводу”.
Как сообщалось, сегодня, 24 февраля, около 1:00 в аэропорту Борисполь приземлился самолет Министерства обороны Украины Ил-76, на борту которого находилось 163 пассажира, среди которых 125 граждан Украины и 5 граждан России.