С первых же дней новой конфронтации в Нагорном Карабахе, Россия развернула не только масштабную информационную кампанию оказания поддержки Армении, но и организовала поставки оружия и боеприпасов в эту страну под видом гуманитарной помощи.
Об этом пишет военно-политический обозреватель Александр Коваленко.
В виду отсутствия общей границы между Россией и Арменией, единственный доступный способ доставки грузов из РФ в АР был воздушным путем, получивший прозвище “Минераловодский экспресс”, по аналогии с “Сирийским экспрессом”.
И многие, довольно уникальные, образцы вооружений, как для армии Армении, стали появляться на фото и видео. Например, как российские элементы экипировки солдат, или пулеметы 6П41 «Печенег», никогда ранее не поставлявшиеся в подразделения армянской армии.
Однако “Минераловодский экспресс”, в отличие от “Сирийского экспресса” не позволяет отправлять в Армению в достаточном количестве тяжелую военную технику. И в этом основное отличие конфликта в Нагорном Карабахе от войны на Донбассе, когда ежедневно через неконтролируемую российско-украинскую границу перебрасывались десятки ОБТ и ББМ с сопутствующим живым грузом, или Сирией, когда один причаливающий БДК разгружал десяток танков, тонны боеприпасов и сотню личного состава.
Но на прошлой неделе в репортажах российских пропагандистов стала появляться техника армии Армении, на которой ретушировались бортовые номера. В частности, речь идет о 122-мм самоходных гаубицах 2С1 «Гвоздика». Данная СГ не сильно распространена в армии Армении и формированиях так называемой НКР. В первые же недели конфликта в Нагорном Карабахе значительная часть из них, если не все, были уничтожены азербайджанской армией. Тем не менее, «Гвоздики», судя по репортажам российских пропагандистов, продолжают выполнять свои функции, только не совсем понятно, где и какой они принадлежности, раз им заретушировали бортовые номера, чего ранее никогда не делалось, когда демонстрировалась армянская техника.
И вот тут возникает вопрос, а не из состава ли российской 102-й военной базы, в/ч 04436, данные «Гвоздики»? И если да, то не станет ли эта российская военная база переломным фактором, в гибридном вмешательстве в конфликт?
Напомню, что 102-я военная база ВС РФ в Армении имеет личным составом около 5 тыс человек, из них около 3 тыс придано отдельной мотострелковой бригаде. На вооружении этой бригады стоит не менее 40 танков Т-72Б/БК, 120 единиц БМП-2, 36 ед. БТР-70/80, 4 БРДМ-2, 15 ед. МТ-ЛБ. Так же, в распоряжении бригады: 24 ед. 120-мм миномета 2С12 «Сани», 18 самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика», 18 самоходных пушек 2С5 «Гиацинт-С», 18 РСЗО БМ-21 «Град», 6 100-мм противотанковых пушек МТ-12 «Рапира», 6 БМ ЗРК «Стрела-10», 2 ЗСУ-23-4 «Шилка», 6 ЗУ-23, а также не менее 12 ПТРК «Конкурс».
Фактически, этот потенциал при необходимости и может стать частью “круговорота техники в природе”, перекрашиваясь и отправляясь на карабахский фронт под видом армянской техники. Конечно, следует упомянуть и про 988-й ЗРп, в/ч 81594, размещенный в Гюмри, который включает 2 зенитно-ракетных дивизиона. Однако, находящиеся в его составе ЗРК позволяют вносить дисбаланс в случае задействования потенциальным противником авиации, а азербайджанская армия, как известно, сделала ставку на ударные БПЛА и барражирующие боеприпасы, которые, в основном, являются неформатными целями для тех же C-300В4.
Фактически, российская военная база сможет оказывать поддержку армянским формированиям именно в рамках того потенциала, что у них есть. Но это потенциал отдельной мотострелковой бригады, сохранившей свой неизменный состав со времен тактики ведения боевых действий эпохи СССР. И конфликт в Нагорном Карабахе показал, что Азербайджан воюет отнюдь не по тем шаблонам, что были уместны 30 лет назад.
Таким образом, потенциал 102-й военной базы ВС РФ в Армении — это в лучшем случае неделя боевых действий, до его полного обнуления. Сможет ли “Минераловодский экспресс” его за неделю компенсировать, для взаимозамены? Нет. Но, что самое главное, вмешательством на таком уровне Россия себя выдаст. Ведь одно дело это бронежилет или «Печенег», а совсем другое дело это сгоревший взвод Т-72 с российскими экипажами. Такой фактор будет основанием для того, чтобы сказки российских пропагандистов про турецких военных воплотились в жизнь. А в таких непростых географических и логистических условиях для России это вряд ли можно расценивать как уместную военную кампанию.
А потому, в нынешних условиях, российского присутствия и вмешательства в конфликт будет недостаточно для того, чтобы остановить продвижение азербайджанской армии, а уж тем более, обратить ход боевых действий в обратную сторону, – – написал Александр Коваленко.
Напомним, Напомним, ранее стало известно, что российский ударный вертолет Ми-24 был сбит на границе между Арменией и Азербайджаном. Об этом пишет Интерфакс.
Вертолет сопровождал автоколонну 102-й российской военной базы. Во время полета он был сбит земли из ПЗРК, после попадания ракеты он потерял управление и упал. Это произошло в 17:30 по московскому времени рядом с селом Ерсах.
В результате крушения погибли двое российских военнослужащих и еще один получил ранения различной степени тяжести. 102-я российская военная база расположена в Армении в городе Гюмри. Согласно действующему соглашению, она будет находиться там до 2044 года.