Немцы массово переходят на тепловые насосы и котлы на древесине, отказываются от атомной энергии и пытаются производить синтетический природный газ.
Путешествующему по Германии в глаза бросаются большие и маленькие ветропарки, поля с солнечными электростанциями, крыши фермерских домов со сплошным ковром из солнечных панелей, «купола» биогазовых установок и заправки для электромобилей.
Все это — результат «энергетической революции», масштабного переустройства энергообеспечения страны до 2050 года. Суть его — в отказе от использования ископаемого углеводородного топлива и ядерной энергетики и почти полном переходе на возобновляемые источники энергии. Еще одна официальная цель: снизить выбросы парниковых газов на 80−95% к 2050 году.
Об этом пишет издание Realty.tut.by
За первую половину 2019 года в ФРГ из энергии солнца, ветра, воды и из биомассы впервые произвели больше электроэнергии, чем на АЭС и на угольных ТЭС. А это более 40% вырабатываемой электроэнергии. К 2030 году в Германии планируют довести долю «зеленого электричества» в энергобалансе до 65%.
Изменились подходы к строительству: в Германии теперь строят дома, которые потребляют в несколько раз меньше энергии на единицу площади, чем, скажем, 20 лет назад. А с 2021 года все новые здания (административные — уже с 2019-го) должны быть постройками с почти нулевым потреблением энергии. К 2050 году весь фонд недвижимости Германии должен и вовсе стать климатически нейтральным (это общая задача для всех стран ЕС).
Ради чего это все? В первую очередь — чтобы избавиться от зависимости от импортируемых энергоресурсов, слезть с нефтяной и газовой иглы. О последствиях нефтяного кризиса в 1970-х немцы хорошо помнят. Старшее поколение вам расскажет, как резко выросла цена на бензин, но его все равно не хватало: по воскресеньям автобаны были пустыми, так как передвигаться на собственном автомобиле по выходным было запрещено. И это стало хорошим уроком для немцев.
Начиная с 90-х годов в ФРГ активно развивается возобновляемая энергетика. В возможность заменить мирный атом и газ чем-то другим мало кто верил, и над планами немцев даже посмеивались. В 2010 году на международной экономической конференции в Берлине тогдашний премьер-министр России Владимир Путин пошутил: «Не понимаю, чем топить будете? Газа вы не хотите, атомную энергетику не развиваете. Дровами топить будете? Так за дровами в Сибирь надо ехать, у вас же и дров нет».
Но немцы шутку не восприняли. По данным издания Deutsche Welle, высокотехнологичное отопление древесиной — точнее, древесными опилками и топливными гранулами (пеллетами) — становится в Германии самым экономически выгодным для потребителей и самым экологичным с точки зрения защиты климата.
Германия, следуя своей концепции отказа от импортируемого углеродного топлива, переходит на «зеленую» электроэнергию. В Германии остановят работу последние шесть АЭС из 17-ти до конца 2022 года.
Есть также интересный и перспективный проект по производству синтетического метана (природного газа) из водорода и СО2 — тот самый выхлоп заводов и фабрик, который можно использовать для производства топлива. Он может стать заменой природного газа. Для Германии это актуально, так как в стране уже есть прекрасная система газопроводов и подземных хранилищ газа. И это станет реальностью, как только производство водорода перейдет на большие объемы и цена его будет не такой высокой.
Фактически технология производства водорода состоит из двух этапов. Первый — электролиз, в ходе которого вода расщепляется на кислород и водород. Второй — метанирование. Полученный в ходе гидролиза водород поступает в соответствующий резервуар, где в дальнейшем реагирует с СО2, образуя тот самый синтетический метан (e-gas).
Минус проекта — процесс электролиза слишком энергозатратный и получаемый газ слишком дорогой.
И все же у «зеленого» газа есть перспективы. Его рассматривают как способ хранения электроэнергии, генерируемой возобновляемыми источниками — солнечными и ветровыми электростанциями. Дело в том, что их процент в немецкой энергосистеме становится все больше и часто возникает ситуация избыточной выработки электричества.
Сейчас в мире не существует аккумуляторов, способных эффективно и экономично запасать сотни мегаватт мощности. Поэтому идея использовать избытки электроэнергии для производства метана очень перспективна: газ можно хранить неделями и месяцами, чтобы при необходимости использовать для производства электроэнергии и тепла.
Водород уже используется в качестве топлива для транспортных средств: в Германии приступили к производству поездов, работающих на водородных топливных элементах.
Правительство канцлера Меркель планирует разработать стратегию перехода промышленности Германии на водород на следующее десятилетие. Смысл перехода на водород — в уменьшении загрязнения атмосферы нефтью и газом, а также уменьшение зависимости от производителей углеводородов, включая ОПЕК и Россию.
И в этом направлении уже делаются шаги. Известно, что в феврале ФРГ подписала соглашение о поставках водорода с Нигерией — там идеальные условия для производства более дешевого водорода с помощью солнечных электростанций.