Последние новости
17 января 2025
16 января 2025

Никто не хочет оказаться в клубе диктаторов Путина

no image

На саммите G-20, состоявшемся в эти выходные в китайском Ханчжоу, президент России Владимир Путин находился в статусе почетного гостя, которым его наделила принимающая сторона. Это довольно резкое изменение для того, кто всего два года назад был изгнан из более высокой по рангу организации - G-8 (теперь G-7).

Такой поворот колеса фортуны для Путина – он в четверг дал чванливое интервью “Bloomberg” – заставил некоторых забеспокоиться. Есть опасения, что, улучшив свои отношения с Китаем и Ираном, а также наладив связи с Турцией и Египтом, России удастся сформировать блок авторитарных стран, готовых идти на нарушение глобального статус-кво, установленного демократическими странами Европы и Северной Америки. Может ли такой “клуб диктаторов” стать своего рода эхом Тройственного пакта, который заключили Германия, Италия и Япония во время Второй мировой войны?

Говоря коротко, нет. Экономика России остается слабой, она меньше, чем экономика Южной Кореи. И даже при огромном увеличении военного бюджета последних годов современная Россия вряд ли представляет угрозу такой же силы, какой был Советский Союз. На самом деле установление более тесных экономических и дипломатических связей может сделать Россию более ответственным мировым игроком, приверженным упорядоченной экономической системе взаимодействий и более уязвимым для экономических санкций.

Скрытые мотивы России при заключении энергетических сделок понять не трудно. Путин встречался с президентом КНР Си Цзиньпинем в июне и обещал увеличить торговый оборот между странами до 50 миллиардов долларов. После этого Китай объявил, что будет наращивать помощь пророссийскому сирийскому правительству, а также проводить военные учения с российским военным флотом. Гражданская война в Сирии также сблизила Россию с Ираном, поскольку лидеры обоих этих государств заинтересованы в выживании диктатора Башара Асада.

В это же время Россия размораживает отношения с Турцией и Египтом. После июльской неудавшейся попытки военного переворота президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отправился в Москву, чтобы принести извинения за то, что в прошлом году турецкие военные сбили российский истребитель. Извинения Путин незамедлительно принял и снял запрет на поездки и ограничения на импорт. “Мы видим явный интерес со стороны президента Турции к восстановлению полномасштабных отношений с Россией”, – сказал Путин журналистам “Bloomberg”. Параллельно президент Египта Абдель Фаттах аль-Сиси ведет переговоры о свободной торговле между его страной и государствами Евразийского экономического союза, в который входят Россия и несколько бывших советских республик.

Однако ничто из этого не может привести к созданию антизападного клуба. Китай называет Путина почетным гостем, но почти в каждом российско-китайском экономическом проекте поднебесная является доминирующим партнером, а российские предприятия становятся все более зависимыми от китайских денег и рынков. Интерес Китая к конфликту в Сирии и поиск поддержки со стороны России для своих патрулей в Южно-Китайском море отражает лишь его стремление играть роль мировой державы, соизмеримую с его экономической мощью, а не желание поддержать Путина.

Что касается России и Ирана, то они являются друзьями лишь пока это им выгодно. Их “союз” не выдержит ни малейшей попытки России нарушить план Ирана стать доминирующей силой в регионе. В случае Турции и Египта, они заигрывают с Путиным лишь для получения краткосрочной выгоды, ведь обе страны в значительной степени зависят от Запада. США помогает Египту приобретать оружие, в то время как Турция – один из исторических врагов России – является членом НАТО и имеет глубокие торговые связи с Европой.

Сегодня проблема прямой военной угрозы со стороны России в адрес Запада начинается и заканчивается в Восточной Европе. Москва в качестве мощного оружия использует распространение дезинформации, предпринимает кибер-атаки и разжигает политические беспорядки. США следует продолжать наращивать поддержку своих союзников по НАТО, сохранять экономическое давление на Россию, чтобы добиться мирного урегулирования в Украине и более конструктивной позиции Москвы по Сирии.


Все статьи