Западная пресса прогнозирует результаты сегодняшнего саммита министров иностранных дел стран ЕС. Там будет поставлен вопрос о новых санкциях в отношении России в связи с авиакатастрофой малайзийского авиалайнера.
В заголовке редакционной статьи Financial Times призывает “заставить Путина передумать”. В последние недели казалось, что ЕС закрывает глаза на вмешательство Путина на Украине. “После смерти свыше 200 европейцев в катастрофе нужно покончить с подобным равнодушием”, – заявляет издание.
По мнению газеты, экономические кары – единственный инструмент, который Запад может применить, чтобы изменить соображения, которыми Кремль руководствуется на Украине. “Всеобъемлющая цель западной политики – убедить Путина, что у него нет другого выбора, кроме как прекратить нарушать территорию [так в оригинале. – Прим. ред.] Украины, поддержать своим авторитетом прочное прекращение огня и договориться о долгосрочном политическом урегулировании. Если США и ЕС займут жесткую и единодушную позицию, у них больше шансов усадить Путина за стол переговоров”, – говорится в статье.
Газета советует западным державам не пренебрегать другими инициативами: активизировать международные усилия по восстановлению украинской экономики, а также, возможно, “признать некоторые стратегические озабоченности России”.
“Но нельзя игнорировать угрозу, которую Путин будет представлять для региональной стабильности, если продолжит свой нынешний курс”, – замечает издание. США и ЕС могут только одним способом положить конец курсу Путина на запугивание – четко объяснить, во что это обойдется экономике.
В заголовке другой статьи Financial Times констатирует: “Европу призывают ужесточить санкции против России”. “Группа твердолобых во главе с Великобританией уверяет, что сбитый MH17 изменил расчеты, на которых строятся отношения ЕС с Кремлем”, – пишут журналисты Питер Шпигель, Кайрен Стейси и Стефан Уэгстил.
В понедельник Кэмерон заявил в британском парламенте: “Пора сделать так, чтобы наша мощь, влияние и ресурсы стали ощутимы… Россия не может ожидать, что будет и дальше наслаждаться доступом к европейским рынкам, европейскому капиталу, европейскому знанию и техническому опыту, пока она подогревает конфликт в одной из стран, соседствующих с Европой”.
По данным издания, на сегодняшней встрече в Брюсселе министры не вправе утвердить санкции “третьего уровня”. Такой шаг вначале должны одобрить главы правительств ЕС. “Но группа во главе с Великобританией, состоящая, в том числе, из стран Центральной и Восточной Европы, хочет заложить основы подобной эскалации”, – сообщает газета.
Дипломаты ЕС говорят, что некоторые государства все еще возражают против более жесткого подхода, есть опасения, что спор может расколоть ЕС.
Например, Франция озабочена контрактом на поставки “Мистралей”. Она призвала просто расширить санкции “второго уровня” – в отношении физических лиц и отдельных компаний.
Но призывы к ужесточению санкций подогреваются утверждениями, что сепаратисты продолжают мешать доступу на место катастрофы малайзийского авиалайнера.
Со своей стороны, президент Путин обвинил Запад в политизировании инцидента и призвал к сдержанности.
Как бы то ни было, неназванный французский чиновник сообщил изданию, что контракты на поставки “Мистралей” в Россию будут выполнены. Он добавил, что корабли поставляются без вооружения и не являются “сверхсовременными”. “Если Кэмерон хочет наложить санкции на Россию, ему лучше наложить санкции на “Челси” и поддержать “Пари Сен-Жермен”, – добавил источник.
Другая статья в Financial Times озаглавлена так: “Осборн предостерегает Великобританию о финансовых последствиях санкций в отношении России”. Министр финансов Великобритании призвал страну подготовиться к экономическому ущербу в условиях более жесткого режима санкций в отношении Москвы, поясняют журналисты Джордж Паркер, Кайрен Стейси и Сэм Флеминг. Он добавил, что краткосрочные коммерческие потери – не слишком высокая цена за безопасность в Европе.
“Перспектива ужесточения мер вызывает беспокойство в лондонском Сити: юристы изучают последствия того, что санкции распространятся на большее число физических лиц, ассоциированных с правительством президента Путина”, – говорится в статье.
Компания BP с тревогой ждет, скажутся ли санкции ЕС на ее 20-процентном пакете акций “Роснефти”.
Но Осборн в интервью “Би-би-си” призвал: “Подумайте об экономическом ущербе от позволения игнорировать международные границы или допущения того, что сбивают авиалайнеры”.
Ранее премьер-министр Кэмерон говорил о потенциальных мерах против российских банков и авиакомпаний, а также о блокировке доступа к капиталам для “приятелей и олигархов” из окружения Путина. “Правда, на Даунинг-стрит, 10, четко разъяснили, что подразумеваются те, кто проживает в России, а не в Великобритании”, – пишет газета.
А какие настроения в лондонском Сити? Партнер юридической фирмы Ashurst Роб Мултон отметил, что штраф, наложенный США на BNP Paribas за нарушение санкций, “полностью изменил правила игры, такая кара означает, что порог толерантности к риску в области санкций феноменально низкий”. Крупные банки “не станут выступать с храбрыми призывами по вопросам России или Украины”, заметил Мултон.
“Борт MH17: Европа вряд ли введет более жесткие санкции в отношении России” – так озаглавлена статья в Time. Корреспондент Миррен Джидда замечает: хотя в понедельник британский премьер Кэмерон призвал ввести санкции “третьего уровня”, аналитики настроены скептически.
“Думаю, на этой стадии крайне маловероятно, что ЕС планирует что-то большее, чем индивидуальные санкции”, – говорит Уильям Э. Померанц, замдиректора Kennan Institute for Advanced Russian Studies. “У ЕС намного более существенные торговые отношения с Россией, чем у США, ЕС сильно зависит от российского газа”.
Джонатан Айэл, международный директор Royal United Services Institute, считает: Россия глубоко интегрирована в экономики европейских стран, а твердым ответным мерам ЕС препятствует “позорная конкуренция” между его же членами.
“Тем временем Вашингтон, кажется, тоже не хочет давить на Москву слишком сильно”, – считает издание.
Но даже если США бросят России прямой вызов, не факт, что Европа последует их примеру. “Европу сдерживают торговые связи, географическое положение и шаткие экономики, она не хочет и не может рисковать, дразня русского медведя”, – заключает автор.
“Рискнет ли Кэмерон лондонским Сити ради санкций против России?” – вопрошает в названии статьи The Times. Обозреватель Чарльз Бремнер уточняет: “Готов ли Кэмерон “выкинуть за борт” сотни миллионов фунтов, которые россияне отмывают через лондонский Сити?” Этот вопрос был задан вчера неким советником президента Олланда.
Большинство стран ЕС вовсе не жаждут экономической войны с Москвой.
Правда, бывшие страны советского блока готовы рискнуть своей экономикой, так как считают, что сосед прямо угрожает их безопасности.
Берлин и Париж, при поддержке Рима и Мадрида, считают, что вводить санкции “третьего уровня” – против коренных экономических интересов России – пока рано. “Объявление экономической войны Москве может ударить рикошетом по Европе и нанести ей безмерный урон”, – сказал вчера неназванный французский чиновник.
Что до Кэмерона, то его апелляции к высоким принципам и призывы ударить по коммерческим интересам Кремля вызывают удивление. “Дело в том, что Кэмерон не проявляет особого интереса к действиям, которые повредят крупнейшему российскому интересу Великобритании – убежищу российских капиталов, которое предлагает лондонский Сити”, – пишет автор.