Последние новости
17 января 2025
16 января 2025

Как лидеры Большой двадцатки Путина “лечили”

no image

Благодаря «нормандам», встреча «четверки минус один», которую так хотели организовать в Кремле, на полях G20 не состоялась.

Саммит Большой двадцатки, который закончился вчера в китайском Ханчжоу, не стал прорывом ни в вопросах глобальной экономики и безопасности, ни даже экологии. И все же Украина может радоваться. Встреча G20 стала свидетельством поддержки мирового сообщества и своеобразной гарантией, что один на один с агрессором не останемся. И как Россия не разворачивала ситуацию в свою пользу, пытаясь продвинуть идею сужения «нормандского формата», ей этого не удалось: мягко, но жестко (ну, как доктор с пациентом) лидеры Европы сказали Путину, что его идея перевести «нормандский формат» в позицию «4 минус 1» не проходит.

Статус «хромой утки» Обаме не помешал

Несмотря на статус «хромой утки» (время, когда чиновник добывает в должности, а о его увольнении, прекращении полномочий и т.д., известно заранее – Ред.), Барак Обама пытался максимально эффективно использовать саммит Большой двадцатки в этом году. Собственно, ожидать другого от Вашингтона и не приходилось, ведь внешняя политика приобрела важную роль во внутренней предвыборной борьбе. Впрочем, хотя Украина и занимала важное место в повестке дня президента США, основная его и мирового сообщества обеспокоенность все же касалось Сирии. Речь шла также о борьбе с изменениями климата, защите критической инфраструктуры от кибератак и стимулирования мирового экономического роста, что, по замыслу организаторов, должно было бы стать главным вопросом двухдневного саммита, но уступило первенство геополитике.

put1
Путин, Обама / Фото: AFP

Однако ни по одному вопросу, кроме изменений климата, США добиться конкретного результата не удалось. Переговоры же о прекращении огня в Сирии даже отодвинулись назад, ведь Россия отказалась от ранее уже согласованных позиций.

Вообще, во время саммита Барак Обама несколько раз коротко встречался с президентом РФ Владимиром Путиным «на ногах» и однажды провел с ним длительную полуторачасовой разговор в узком кругу. На своем уровне работал и Государственный секретарь США Джон Керри, который несколько часов общался с Сергеем Лавровым.

Впрочем, ни одна из встреч, похоже, прорыва ни Украине, ни остальному миру не принесла. Во время встречи с Путиным Барак Обама напомнил президенту РФ, что России не удастся избавиться от американских санкций, пока Вашингтон не убедится в полном выполнении Москвой Минских соглашений. Об этом сам Обама рассказал после завершения встречи с Путиным. Хилые комментарии президента России о «вынужденной необходимости» общения с Порошенко и важности «нормандского формата» лишь подтвердили, что позиция относительно Минских соглашений руководство России хоть и вынужденно, но восприняло.

Впрочем, Барак Обама признал, что разговор был конструктивным, однако не стал решающим. «Надо еще увидеть, чувствует ли себя Путин, вопреки своим заявлениям о желании найти выход, комфортно при постоянном конфликте низкой интенсивности на российско-украинской границе», – сказал Обама.

«По горячим следам» точно установить суть общения и договоренности между руководством США и России не представляется возможным. Дипломатия никогда не принадлежала к открытым публичным сферам, тем более на высшем уровне. Впрочем, даже короткие заявления, которые делали президент и государственный секретарь США, а также их российские коллеги – Владимир Путин и Сергей Лавров – позволяют утверждать, что позиция Штатов о неприкосновенности суверенитета Украины и нерушимости ее международно признанных границ осталась неизменной и была четко донесена до руководства РФ и, что важнее, воспринята им.

ЕС: коммуникации с Путиным поручили Берлину и Парижу

Европейский Союз, в соответствии со статусами своих должностей, на саммите представляли президенты Европейского совета Дональд Туск и Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Говоря объективно, вопрос Украины, страдающей от российской агрессии, не был в повестке дня встречи высокого уровня лидеров институтов ЕС. Более того, в выступлениях ни Туска, ни Юнкера ни разу не звучало название нашего государства, так же, как не упоминалось и Россия.

put2
Жан-Клод Юнкер, Дональд Туск / Фото: АА

Это не означает, что ЕС, как мощное экономическое сообщество, забыл об Украине или устал от украинских проблем, эскалацию которых средствами гибдриднои войны пытается усилить Кремль. Просто от ЕС полномочия и ответственность по влиянию на Россию возложены на Францию ​​и Германию, которые осуществляют вместе с украинским руководством коммуникацию с Путиным в «нормандском формате», и в контексте Минского процесса. И это имеет ощутимую поддержку и уровень доверия на высшем политическом уровне лидеров стран-членов.

В общем Евросоюз, как член G20, затронул на саммите шесть приоритетных для себя и всего мирового сообщества вопросов. Речь идет о преодолении на глобальном уровне кризиса беженцев; обеспечении экономического роста, инвестиций и создании рабочих мест; повышении на международном уровне прозрачности систем налогообложения и борьбы с финансированием терроризма; создании устойчивой международной монетарно-финансовой системы; обеспечении открытости международной торговли и инвестиций; продвижении имплементации повестки дня устойчивого развития до 2030 года и Парижского соглашения по климату.

Следует напомнить, что накануне саммита «Большой двадцатки» министры иностранных дел стран Евросоюза обсудили пути повышения эффективности роли Сообщества в процессе имплементации «Минска». Главы МИД предварительно договорились, что ЕС должен играть ведущую роль в восстановлении разрушенной российской агрессией инфраструктуры востока Украины, предоставляя техническую, финансовую и гуманитарную помощь.

Эти предложения вместе с анализом состояния имплементации Минских договоренностей будут вынесены на саммит ЕС в октябре, где лидеры обсудят также вопрос продолжения экономических санкций против РФ.

Меркель против переговоров за спиной Украины

Еще перед отлетом в Ханчжоу и в ходе работы форума G20 канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала не забывать, что главной темой непосредственно самого саммита «двадцатки» есть проблемы сугубо экономические или связанные с ними. Во время пребывания в Китае на канцлера обрушилась крайне неприятная новость внутриполитического характера – проигрыш ее партии на выборах в ее «родной» земле Мекленбург-Передняя Померания.

put3
Ангела Меркель / Фото: АА

Однако ни то, ни другое, не заставило Меркель забыть об украинской тематике. Ее она «очень предметно» обсудила с тремя лидерами – президентами США Бараком Обамой, Франции Франсуа Олландом и России Владимиром Путиным. Впрочем, как прокомментировала в понедельник сама канцлер, это не были стратегические переговоры. Состоялся обмен мнениями. С Вашингтоном, по ее словам, здесь существует полный консенсус – они четко продолжают поддерживать Минские договоренности. С Парижем, очевидно, тоже.

По Москве … Ничего конкретного об этой встрече, состоявшейся в ночь с воскресенья на понедельник и продолжалась, по версии немецких СМИ, три четверти часа, по версии российских – почти 2:00, в эти самые СМИ не просочилось. Ну разве что то, что Путин в первых строках своего обращения выразил надежду, что у Меркель еще остались силы что-то обсуждать в это время суток. «Не волнуйтесь, все в порядке … В Европе еще день. Я думаю, что те вопросы, которые нам предстоит обсуждать, настолько важны, что хорошо, что мы сейчас имеем возможность в двустороннем порядке обсудить, например, Украину», – ответила Меркель, которая славится своей неслыханной выносливостью.

Примечательным является то, что Ангела Меркель, подводя итог двусторонних встреч в Ханчжоу, подчеркнула: «стратегически важного здесь ничего не произошло. Для этого нам нужна Украина». Она четко дала понять, что обсуждать Украину и пути урегулирования ситуации в ней в отсутствие представителя самого этого государства негоже. Думается, благодаря, в том числе и Меркель не состоялась на полях G20 встреча «четверки минус один», которую так хотели организовать в Кремле.

Что же касается встречи на высшем уровне в «нормандском формате», то Меркель проведения ее «не исключает», но никакие даты называть не берется. Трудно что-то прогнозировать в условиях тотальной непредсказуемости одной из четырех сторон этой диалоговой платформы …

Олланд стремится к встрече «нормандской четверки»

О своих намерениях говорить с Путиным об Украине на саммите G20 президент Франции Франсуа Олланд заявил задолго до того, как его дипломатические советники Жак Одибер, Сирил Пикмаль и Клодин Рипер-Ландлер начали паковать чемоданы в Ханчжоу. Еще в августе, после провокаций Кремля в Крыму и заявлений Путина о неэффективности «нормандского формата», французский лидер выразил надежду на восстановление дискуссии «четверки».

put4
Путин, Олланд / Фото: www.ntv.ru

А уже в Китае, пока лидеры G20 устраивались в зале для участия в пленарном заседании, Елисейский дворец объявил, что встреча лицом к лицу Олланда с Путиным состоится ночью. Она, по информации СМИ, началась с опозданием и длилась дольше запланированного, 1 ч 20 минут. В полночь журналисты, ссылаясь на дипломатов, констатировали, что ни одна из сторон не уступила, а разногласия как были, так и остались. «Ни для кого не секрет, что отношения между Россией и Францией характеризуются принципиальными разногласиями, которые до сих пор не привели к налаживанию личных отношений между Путиным и Олландом», – написал RFI. И хотя оба лидера много говорили о возможности достижения мирного урегулирования в Украине, разногласия были существенными. По Крыму президенты только в очередной раз подтвердили свои позиции. И если для Путина – этот вопрос «закрыт», то для Олланда, как и для всего мирового сообщества, Крым остается Украиной, суверенитет и территориальная целостность которой не подлежат никаким сомнениям.

Единственный положительный момент, который отметили СМИ, – оба лидера согласились с мнением, что дискуссии по украинской тематике должны продолжаться в рамках «нормандского формата». Наверное, благодаря этому «общему» видению, Олланд и решил спасать переговоры, начатые им два года назад в Нормандии. Уже через несколько часов он объявил через свою страницу в Facebook о новой встрече «нормандской четверки» на уровне глав государств. «Мы должны решить вопросы, которые блокируют (выполнение Минских соглашений – Ред.)», – с надеждой написал французский президент, при этом, вопреки логике мирного урегулирования, по-своему изложил порядок обсуждения «узких мест» Минска. «В частности, предоставление специального статуса (отдельным районам Донецкой и Луганской областей – Ред.), ситуацию с безопасностью и отсутствие доверия между сторонами», – говорилось в заметке Олланда.

Кремль, в свою очередь, неохотно подтвердил факт обсуждения этих вопросов, но официального согласия на встречу «нормандской четверки» не дал. Между прочим, посольство РФ во Франции активно готовит официальный визит Владимира Путина, запланированный на октябрь, по случаю открытия русской церкви святой Троицы на набережной Бранли в Париже. Четыре последние, из пяти, куполов храма были спешно установлены 24 августа с.г., накануне начала российских военных учений у границ Украины.

Судя по всему, встреча лидеров «нормандского формата» состоится перед визитом российского президента в Париж. Последний раз лидеры «четверки» собирались в Елисейском дворце почти год назад, 2 октября. Учитывая, что инициатива исходила со стороны Олланда, то почти с уверенностью можно ожидать, что четыре лидера снова прилетят во Францию, конечно, если ничего не случится.

Путину уже “некуда деваться»

Для президента России саммит в Ханчжоу имел огромное значение. Но не политическое, а терапевтическое. Он помог окончательно преодолеть воспоминания о позорной встреча G20 в Брисбене-2014, когда с ним никто не хотел общаться … Метод начинать войны или переводить те, что уже идут, в более горячую стадию, оказался эффективным. С Путиным, по крайней мере, общаются. А вот договариваются ли – это уже другое дело. И для Кремля это значительно менее важно.

Поскольку Путин дождался того сладостного момента, когда может смотреть на западных лидеров свысока. Им скоро уходить. Кому точно – так это Обаме, кому вероятно – Меркель и Олланду. А вот, он, Путин, останется, сколько захочет – какие же его годы в 63!

В далеком Ханчжоу много говорили об Украине. По крайней мере, с Путиным. А потом те, кто говорили с Путиным, делились впечатлениями, напряженно обсуждая, что же делать с этой бледной живучей кремлевской молью. И российское ТВ подавало это так: «Меркель и Олланд отчитались перед Обамой». Бесполезно. Все эти переговоры «ощутимых результатов не принесли», то есть закончились безрезультатно.

put5
Фото: АА

Оказалась бесполезной и попытка сузить формат до трех государств, Путину пришлось смириться, но в своей привычной манере. На вопрос: «Вы будете общаться с Порошенко?» Ответил: «Наверное, куда деваться, придется общаться». Вот это «куда деваться» показалось ВВП слишком капитулянтским и он продолжил, чтобы нагрубить в сторону «минус 1»: «… Я считаю, что нет смысла просто отмечаться самим фактом встреч. У меня сложилось впечатление, что просто так встречаться ради встреч никто и не хочет. Может, кроме самого Порошенко. Я не знаю, я с ним уже давно не разговаривал».

Это констатация, не первая уже, бесполезности для ВВП «нормандского формата» и Минска-2. И в то же время, констатация – первая! – того, что соскочить с этого формата России в ближайшее время не удастся. А значит, его надежда в этот период дискомфортных, бессмысленных переговоров только на «смену караула» в западных столицах.

На итоговой пресс-конференции, проходившей в комфортных для него условиях (российские журналисты, разбавленные церемониально вежливыми китайскими) Путин не запинался. Это показатель его хорошего настроения, уравновешенного состояния («саммит прошел с душой»). Но при этом российский президент часто кашлял, откашливался. А это свидетельство того, что ему приходилось очень много лукавить, прятать мысли. «Куда деваться» – он устал от общения с этими партнерами. И с нетерпением ждет следующих, от которых ожидает не только злой вынужденной вежливости, но и понимания. И даже – любви. Диктаторы не могут без нее.

Максим Наливайко (Оттава), Андрей Лавренюк (Брюссель), Ольга Танасийчук (Берлин), Роман Сущенко (Париж), Олег Кудрин (Москва).


Все статьи