Последние новости
17 января 2025
16 января 2025

Жесткий Брекзит: Как Британия будет расставаться с ЕС, – Дмитрий Гомон

no image

Британский премьер-министр Тереза Мэй произнесла долгожданную речь о Брекзите. Она расставила точки над "і" относительно того, как именно будет происходить Брекзит.

images_edit

Великобритания не будет участником единого общего европейского рынка, усилит меры против мигрантов, но будет поддерживать Евросоюз в вопросах внешней и оборонной политики (читай – поддерживать действие санкции против России и будет обеспечивать деятельность НАТО). Обо всем этом говорила в своей программной речи британский премьер Тереза Мэй во вторник, 17 января.

До сих пор было много вопросов относительно того, как именно будет происходить процесс Брекзита – ведь прецедентов выхода из состава ЕС до сих пор не было. Например, не было понятно, собирается ли Лондон оставаться под юрисдикцией Европейского суда, будут ли заключаться соглашения о свободной торговле и с кем – всем ЕС сразу или его отдельными членами.

Дата для произнесения речи была выбрана не случайно. Мэй поделилась видением процесса Брекзита в первый день проведения Всемирного экономического форума в Давосе и за три дня до инаугурации Дональда Трампа.

Выход из общего рынка ЕС

Тереза Мэй объявила, что, бесспорно, страна выходит из-под юрисдикции Европейского суда. “Выход из состава Европейского Союза будет означать, что наши законы будут создаваться в Вестминстере, Эдинбурге, Кардиффе и Белфасте. И эти законы будут толковаться не в Люксембурге, а в судах нашей страны”, – сказала Мэй.

Также Британия покидает общий рынок. Она сообщила, что оставаться членом единого рынка означает быть связанным законами ЕС – то есть на практике не выходить из ЕС.

Однако в своей речи Мэй уверяла, что бизнес не должен пострадать – она планирует подписать соглашение о свободной торговле с Евросоюзом, которое предоставит максимальную свободу британцам торговать с ЕС, и наоборот.

Но, повторила она, люди, которые голосовали на референдуме, голосовали за выход из единого с ЕС рынка. По словам Терезы Мэй, со времени членства в ЕС торговля как доля в ВВП находилась в стагнации. Но теперь “пришло время” для Британии выходить в широкий мир и “повторно сыграть роль великой глобальной торговой нации”.

Жесткие правила для мигрантов

По словам Мэй, Британия должна быть открытой для талантов, но одновременно и контролировать количество людей, которые въезжают в страну. Миграция, собственно, была одной из ключевых “страшилок” для сторонников выхода из ЕС во время агитации накануне референдума.

По словам Мэй, в последние десятилетия “мы видели рекордные уровни прироста миграции”, что создавало давление на социальную сферу, инфраструктуру (дефицит жилья) и уровень заработка для рабочих.

А вот контролируемая миграция может давать выгоду, заметила премьер-министр.

Граница с Ирландией

Одним из последствий Брекзита станет появление контролируемой границы между Британией и Евросоюзом, частью которого является Ирландия. Поэтому задача власти будет состоять в том, чтобы в процессе Брекзита не исчезло Общее иммиграционное пространство между Соединенным Королевством и Ирландией.

По словам Мэй, между странами всегда были “особые отношения”, поэтому необходимо найти практическое решение проблемы. “Никто не хочет возвращаться к границам прошлого, поэтому наш приоритет – найти практическое решение так быстро, как сможем”.

В Дублине тем временем размышляют над тем, какие выгоды они могут получить от Брекзита. Как отметил официальный представитель ирландского правительства, речь идет о переезде офисов институтов ЕС из Лондона в Дублин, что приведет к увеличению инвестиций и появлению новых рабочих мест.

Кстати, в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе не в восторге от идеи выйти из состава ЕС. Тереза Мэй заверила, что процесс будет происходить с учетом позиций всех трех, так, чтобы он “удовлетворял все части Британии”.

Деньги для ЕС и санкции для России

Мэй сообщила также, что Лондон продолжит платить деньги Евросоюзу за доступ к определенным программам. Но теперь это будут сравнительно малые суммы, а не такие, как раньше. А ранее, напомним, Великобритания вкладывала в бюджет Евросоюза примерно по 15 млрд евро ежегодно.

Также Мэй сообщила, что Великобритания продолжит сотрудничество с ЕС в таких областях, как борьба с терроризмом, преступностью и в вопросах внешней политики. На практике это означает, что Британия продолжит применять санкции против России за ее действия в Крыму.

“Британия вела Европу к мерам, которые были необходимы для поддержания безопасности на континенте: введение санкций против России за ее действия в Крыму, работа по установлению мира и стабильности на Балканах или же защиты европейской внешней границы. Мы продолжим тесное сотрудничество с нашими европейскими союзниками в международной и оборонной политике, даже если мы покидаем ЕС”, – сказала Мэй.

Эти слова трудно интерпретировать иначе, как курс на противодействие агрессивным планам Кремля. К сожалению, мы уже потеряли надежного союзника в составе Евросоюза – Британия была одна из тех стран, которые побудили ЕС не только к поддержанию режима санкций, но и введению новых.

Но, по крайней мере, этот союзник остается на прежнем курсе. К тому же, Лондон имеет партнерские отношения с Вашингтоном, между Мэй и Трампом наметились дружеские отношения, поэтому вполне возможно, что британцы помогут Киеву наладить прагматичные отношения с новой администрацией Белого дома.

Слово за парламентом

Но по словам Мэй также стало понятно, что Брекзит растянется на очень долгое время. В частности, по поводу решения выхода из ЕС должны проголосовать в британском парламенте. На прямой вопрос журналистов, а что же произойдет, если парламентарии не поддержат Брекзит, премьер-министр так и не дала четкого ответа.

По ее словам, члены парламента не могут игнорировать волю людей и голосовать не так, как голосовали люди на референдуме. Однако, хотя она использовала в речи словосочетание “подавляющее большинство”, когда речь шла о голосовании, на самом деле разрыв между желающими выйти из состава ЕС и остаться был небольшим: 52% против 48%.

Впрочем, мир похоже воспринял слова Мэй оптимистично. По крайней мере, курс британского фунта значительно укрепился по сравнению с долларом и евро. В частности, он подрос на 2,5% – это наибольший рост с декабря 2008 года, когда грянул мировой экономический кризис.


Все статьи