Последние новости
17 января 2025
16 января 2025

Странный “патриотизм”: Москва приветствует футбольных хулиганов, – ИноПресса

no image

Москва негодует не из-за побоища на Евро-2016 с активным участием россиян, а из-за условной дисквалификации сборной.

Телевидение и Песков говорят о “провокациях” – то ли УЕФА, то ли англичан или Запада. На сцене появились и “хулиганы при галстуках” – Лебедев и Шпрыгин. “Российские СМИ возвели патриотизм и национализм в такую максиму, что даже самые миролюбивые россияне жаждут демонстрировать мускулы за границей”, – пишет пресса.

В России не осуждают футбольных хулиганов, устроивших побоище на Евро-2016, а, напротив, защищают, пишет московский корреспондент Der Spiegel Кристиан Нееф. Российских фанатов спровоцировали на агрессивные действия – такова самая распространенная здесь точка зрения, за которой стоит национализм чистой воды.

Москва негодует. В условной дисквалификации российской сборной государственные телеканалы усматривают провокацию. “Правда, пока не совсем ясно, кто может за ней стоять, – УЕФА, англичане или западный мир целиком”, – пишет автор статьи.

Пресс-секретарь президента Путина сказал, что “можно только призвать наших болельщиков не реагировать на какие-либо провокации”. Другими словами, с точки зрения Кремля, провокации все же имели место.

Российскому обществу некогда разбираться кто прав, кто виноват. “Молодцы ребята, показали класс!”, “Бей мерзких британцев!”, “За пределами стадиона мы лучшие!”, “Отомстим за наших дедов!” – такие комментарии наводнили интернет, сообщает корреспондент.

Россия знакома с проблемой агрессивных футбольных болельщиков не один год, но что-то предпринимать против них никто не торопится. “После аннексии Крыма российские СМИ возвели патриотизм и национализм в такую максиму, что даже самые миролюбивые россияне чувствуют прямо-таки потребность демонстрировать мускулы за границей. Они считают, что представляют свою страну, которая обрела былое величие и оставила многих позади. Это люди определенного психологического склада, которые защищают своих и бьют чужих”, – констатирует Нееф.

В числе главных действующих лиц “дипломатического жонглирования” французских и российских чиновников после беспорядков болельщиков в Марселе – несколько политических деятелей, пишет L’Expres.

“В первых рядах – Александр Шпрыгин, помощник депутата-националиста, а в свободное время – лидер официального объединения российских болельщиков, ВОБ. Шпрыгин входил в состав группы болельщиков, задержанных во вторник на юго-востоке Франции”, – говорится в статье

Какую роль официально играет Шпрыгин в этой поездке? “Сложно точно сказать, но связи между политикой и футболом очень тесны, – пишет автор. – В повседневной жизни Шпрыгин занимает пост помощника депутата Игоря Лебедева – “человека номер 2 в ЛДПР”, который совмещает это с должностью в РФС.

Шпрыгин – “бывший хулиган московского “Динамо”, однажды заснятый в момент нацистского приветствия, но отрицающий симпатии к нацизму. “Скорее он определяет себя как “патриота”, а понятие “патриотизм” сейчас находится в центре как внешней, так и спортивной политики России”, – говорится в статье.

Неясно, участвовал ли Кремль финансово в поездке своих болельщиков, пишет автор. “Сейчас Россия играет в ожидание”, – указал L’Expres информированный наблюдатель. “Но в целом сегодня Россия находится в постоянном контексте борьбы с Западом”, – отметил он.

“В вопросах спорта, как и в геополитике, Кремль редко торопится, – заключает журналист. – Фанаты могут продолжать веселиться – по-своему”.

В среду в Лилле, спустя несколько секунд после того, как российский футболист Денис Глушаков забил гол словакам, некий болельщик в российском секторе стадиона зажег файер, повествует The New York Times. Теперь стоит вопрос, можно ли считать это использование файера (запрещенное правилами УЕФА) еще одним случаем “массовых беспорядков”. Если да, отстранит ли УЕФА российскую сборную от дальнейшего участия в чемпионате Европы?

Во вторник УЕФА “условно дисквалифицировала” Россию за насильственные акты российских болельщиков после матча в Марселе, но употребила расплывчатые формулировки”, говорится в статье.

Официальный представитель УЕФА Педро Пинто в электронном письме после матча сообщил: “Файер квалифицируется как использование фейерверков, а не как массовые беспорядки”.

По свидетельству корреспондента, в тот день подавляющее большинство болельщиков и с российской, и со словацкой стороны вело себя доброжелательно на стадионе и за его пределами. Но после матча полиция применила слезоточивый газ для разгона группы из трех сотен человек.

Некоторые российские болельщики заявили в интервью: полиция допросила или арестовала фанатов и из других стран, но наказанию подверглась только одна команда – российская.

УЕФА указала: разница в том, что российские болельщики совершали насильственные действия на стадионе, а не на городских улицах.

“Российская сборная в любом случае может уехать домой довольно рано, но в основном из-за того, что плохо играет, – говорится в статье. – В среду словацкая сборная часто пользовалась тем, что российские защитники играли недостаточно слаженно”.

“Головную боль для европейских футбольных болельщиков в наши дни создают не столько правила на футбольном поле, сколько их отсутствие на трибунах и за пределами стадионов”, – пишет The Washington Post.

На самом деле произошло вот что: столкновения между хулиганами переместились со стадионов в более укромные места. Большая часть насилия – это не спонтанные стычки, а спланированные бои, которые часто записывают на видео и выкладывают в сеть сами фанатские группировки, отмечает журналист.

Некоторые исследователи называют недавнюю волну насилия со стороны российских болельщиков признаком нового феномена в среде европейских футбольных хулиганов: они лучше подготовлены к дракам и более фанатичны, пишет газета.

“Теперь многие из них – боксеры или участников боев без правил, а российские хулиганы часто ведут здоровый образ жизни, избегая алкоголя, который раньше был частью этой субкультуры”, – отмечает российский журналист Андрей Малосолов.

“В то время как хулиганство в других странах бывшего Восточного блока тесно связано с критикой правительства, сейчас в России, кажется, имеет место обратное”, – пишет автор статьи. С другой стороны, российские чиновники чуть ли не поддерживают своих фанатов после стычек с англичанами – по крайней мере, не осуждают, замечает он, цитируя одобрительные высказывания в Twitter.

Пока что итог России на Евро-2016 во Франции таков: беспорядки российских хулиганов на стадионах и на улицах – и противоречивые сигналы от российских политиков. После того как российскую сборную на ЧЕ условно дисквалифицировали, в воздухе повис вопрос, а был ли правильным выбор России в качестве хозяйки чемпионата мира 2018 года. Однако “немецкие политики выступают против каких-либо последствий для России”, пишет в Die Welt Торстен Мумме.

Так, представитель СДПГ по вопросам спортивной политики Михаэла Энгельмайер подчеркнула, что проблемы с хулиганами “не характерны для какой-то конкретной страны”, напомнив для примера о нападении немецких хулиганов на французского полицейского на ЧМ-1998.

Эберхард Гингер из ХДС также заявил Die Welt, что “было бы фатально, если несколько сотен хулиганов смогут создать дурную репутацию целому сообществу болельщиков и командам, за которые они болеют”. По его мнению, Россия сама должна начать действовать и использовать нынешние “события во Франция как повод для того, чтобы заново перепроверить собственные концепции безопасности”.

Примерно такой же настрой и у оппозиции. “Я вообще не считаю необходимым в данный момент начинать дискуссию о новом распределении прав на проведение ЧМ – некоторые хотели бы ее начать по политическим причинам”, – заявил депутат от фракции “Левых” Андре Хан.

А вот в оценке вынесенного УЕФА наказания для России ХДС и СДПГ разошлись: в то время как Гингер раскритиковал возможную дисквалификацию России, отметив, что “коллективные наказания ни к чему не приводят и бьют не по тем”, Энгельмайер, наоборот, отозвалась одобрительно, назвав вердикт “суровым, но справедливым”.

Помимо этого, немецкие политики высказались категорически против идеи бойкотировать ЧМ-2018, если хозяйкой останется Россия. “Бойкот накажет сотни миллионов телезрителей”, – уверена Энгельмайер. Хан, в свою очередь, отметил, что “в политическим плане бойкоты не оказывают эффекта, а спорту они вредят всегда”.


Все статьи