Ни одна страна в мировой истории не разрушала свои отношения с внешним миром столь быстро и решительно, как путинская Россия в 2014 году.
Однако администрация Обамы не сумела мобилизовать мировое общественное мнение на защиту Украины и американских ценностей на постсоветском пространстве, и этот ее провал выглядит особенно отвратительно в Восточной Европе.
Например, фонд Pew провел опрос в 44 странах, в результате которого выяснилось, что лишь в четырех странах большинство положительно относится к России. Одна из них — Греция. Симпатии греков к России объясняются, конечно же, тем обстоятельством, что оба народа придерживаются православной веры. Из-за этого Россия активно поддерживала Грецию в ее войне за независимость от Османской империи, и даже сегодня Греция в больших количествах закупает российское оружие и в значительных объемах получает российские инвестиции.
Это довольно странно, но Россия все равно включила Грецию в список бойкотируемых стран, объявив эмбарго на поставки товаров из ЕС. Большинство считает, что этот запрет нанесет больше вреда русским, чем ЕС. Греки уже жалуются на то, что по их слабой экономике нанесен сокрушительный удар, поскольку они лишились возможности экспортировать фрукты в Россию. Но как политика администрации Обамы помогла смягчить удар по Греции, как она помогла понять грекам ту угрозу, которую представляет путинская Россия? Никак.
В 2013 году Нидерланды были пунктом назначения номер один для российского экспорта, покупая там нефти и газа на 29 миллиардов евро с целью последующей перепродажи другим странам. Импорт топлива из России в Нидерланды вырос в денежном выражении с 974 миллионов долларов в 1995 году до колоссальных 26 миллиардов долларов в прошлом году. Но причастность России к уничтожению гражданского пассажирского лайнера МН17 все изменила, если не сказать большего. Вот что говорит Луи ван Шаик (Louise van Schaik) из Нидерландского института международных отношений (Netherlands Institute of International Relations), который является ведущим аналитическим центром в стране: «Мысль о том, что мы сможем заниматься бизнесом с Путиным, несмотря на то, что он макиавеллиевский политик, сегодня исчезла».
И это уже не говоря о самой Украине, которая была буквально неразлучна с Россией во времена СССР. Сейчас Россия постоянно вредит ей, превратив Украину в своего закоренелого врага, стремящегося в НАТО и ЕС.
На самом деле, данные опроса центра Pew убедительно показывают, что Россия в 2014 году находится в такой же изоляции, как и на всем протяжении своей истории. Лишь в пяти из 44 стран опрошенные респонденты в большинстве своем положительно отзываются о России, причем одна из этой пятерки сама Россия. Было бы ошибкой думать, что против России мировое общественное мнение настроила лишь ее варварская агрессия на Украине и в Грузии. Россия ведет себя по-варварски и в других вопросах, нарушая свои обязательства по договорам об ограничении ядерных вооружений и преследуя оппонентов Путина (она приговаривает их к длительным тюремным срокам, а то и вовсе убивает).
Россия надеется, что бороться против санкций НАТО и ЕС, связанных с Украиной, ей поможет член Североатлантического альянса Турция. К несчастью для России, из списка 44 стран лишь две относятся к ней более негативно, чем Турция. Эти две страны Польша и Пакистан. Лишь 16 % турок заявили, что положительно относятся к России, а 73 % выразили свое негативное отношение. Так что русским с турками повезло гораздо меньше, чем им кажется.
Еще одна страна, к которой Россия обращается как к потенциальному разрушителю санкций, это Аргентина. Но лишь шесть стран мира относятся к России негативнее, чем эта страна (Турция, Польша, Пакистан, Германия, США и Испания). Так что России лучше поискать союзников в других местах.
Кроме того, русским (не говоря уже о правительстве Франции) лучше проявить осторожность, если они думают, что могут рассчитывать на Париж, полагая, что уж он-то обязательно вонзит нож в спину своим союзникам по НАТО. Франция порождает скандал, грозя продать России два опасных боевых корабля, которые применяются как раз для вторжения, которое Москва может в настоящее время планировать против Украины. Лишь 26 % французов относятся к России положительно, а 73 % видят ее в негативном свете.
Конечно, французское правительство это знает, и не хочет продавать корабли ненавистным русским. Безусловно, их угроза имеет целью вынудить НАТО купить корабли для себя, чтобы Франция не понесла крупных экономических убытков. Но Обама никак не ответил на этот зондаж почвы. Соединенные Штаты, ЕС или НАТО легко могли бы купить эти корабли у Франции и решить проблему, однако Обама лишь сомневается и колеблется.
Кто же лучшие друзья России, что это за четыре страны, к которым она может обратиться за помощью, дабы одолеть западные санкции? Это Вьетнам, Китай, Греция и Бангладеш. Кения, Танзания и Таиланд чуть-чуть не дотянули до 50-процентного порога. Вот в таких кругах вращаются сегодня «могущественные» русские.
Китайские симпатии к России столь же легко понять, как и греческие, поскольку у России и Китая тоже общая религия, но иного рода. В России она намного сильнее и влиятельнее, чем православие, и называется эта религия ненавистью к Америке и ко всему тому, за что она выступает. Внести раскол в отношения между Россией и Китаем — вот что должно стоять в центре внешней политики Обамы. Однако он вряд ли даже имеет представление об этом вопросе.
Но если Россия считает, что может блаженно рассчитывать на Китай из-за некомпетентности Обамы, то она ошибается.
Китай не признал ни аннексию Крыма Россией, ни отделение Осетии от Грузии. Такое признание вошло бы в противоречие с маниакальным стремлением Пекина сохранить влияние на Тайвань и Монголию. Меньше всего на свете Китаю нравится, когда страны распадаются, и их фрагменты идут своим путем. Более того, Китай и Россия на Дальнем Востоке не союзники, а конкуренты и соперники. У России в этом регионе огромные участки незаселенных земель, в то время как в Китае люди толкаются локтями за пространство. Китай хочет взять под свой контроль сырьевые ресурсы этого региона, и Москве это известно.
Короче говоря, администрация Обамы могла с легкостью организовать согласованные усилия, чтобы помешать российской агрессии на Украине, однако американский президент в очередной раз проявил удручающую неспособность выполнять свои прямые обязанности.
В появившейся недавно на страницах Wall Street Journal статье говорится о том, какие негативные последствия от слабых жестов Обамы в поддержку Украины в виде экономических санкций возникли в Восточной Европе для таких стран как Польша, Венгрия и прибалтийские государства, и как Обама эти последствия игнорирует. Газета повествует о том, что эти страны вполне предсказуемо понесли потери на своем рынке ценных бумаг, поскольку боязливые инвесторы бросились в укрытие. Экономики этих стран невелики по объемам, и поэтому НАТО и ЕС вполне могли оказать им помощь. Однако Обама и в этом вопросе не идет ни на какие инициативы. Как и в вопросе противоракетной обороны, он бросает страны Восточной Европы под поезд.
США должны направить военную и финансовую помощь непосредственно Киеву, и их бездействие это позор. Но еще хуже то, что такие союзники США по НАТО как Польша несут несоразмерно большие потери в результате санкций Обамы. На международной репутации Америки появится несмываемое пятно, если США не проявят инициативу и не помогут смягчить удар от этих последствий.
Ким Зигфелд (Kim Zigfeld)