Последние новости
Сегодня
17 января 2025
16 января 2025

Белорусы окажут активное сопротивление путинской агрессии

no image

Слухи о белорусской «памяркоўнасці» и толерантности сильно преувеличены.

«Русский мир» из «цивилизационного, социокультурного и наднационального пространства» превратился в угрозу для цивилизованного мира. Путинская Россия наполнила это явление угрожающим смыслом: любая страна мира, где проживает русскоязычное население, находится под угрозой «освободительного вторжения» зеленых человечков.

Если раньше подобные тревоги можно было объяснять отзвуками «холодной войны», то сейчас это – реальная угроза для всех близких и дальних соседей России, которая не скупится на поддержание пророссийского лобби и массовое зомбирование людей.

Беларусь как ближайший и единственный политический союзник Кремля уже осознала угрозы «русского мира» после войны в Украине. Еще год назад и Янукович ходил в ближайших союзниках Кремля, а Украина и в самых страшных кошмарах не могла представить войну с русскими. Лукашенко прекрасно понимает, что спиной к Путину поворачиваться не стоит…

Чем грозит «русский мир» независимой Беларуси и как этому можно противостоять? Гость «Беларускай праўды» – председатель Рады белорусской интеллигенции Владимир Колос.

– Как видится «русский мир» глазами белоруса?

– Думаю, белорусы смотрят на это так же, как и все остальные. Правда, не все и в Беларуси, и в других странах видят истинную суть этого явления. Некоторые делают вид, что пребывают в «блаженном неведении». Однако, в связи с последними событиями в Украине таких становится все меньше.

Безусловно, существует богатейшее литературное наследие на русском языке. Оно создавалось как русскими, так и представителями других многочисленных народов, которые были в своё время колонизированы Российской империей, и насильственно отлучены от своих родных языков.

Однако есть и другая сторона медали. У россиян на протяжении многих поколений культивировался имперский комплекс, специфическое отношение к языкам и культурам народов, входивших в состав российской империи. В силу этого многие из них, переезжая жить в национальные республики, с презрением и враждебностью относились к языкам и культурным традициям этих стран, и стремились создавать вокруг себя привычную им российскую атмосферу. После распада СССР этот комплекс никуда не пропал. Наоборот, он культивируется российской пропагандой, которая нагнетает истерию по поводу стремления стран, получивших независимость после распада советской империи, возрождать и развивать свои языки и культуры.

Так что богатое русскоязычное литературное наследие имеет мало общего с теми аморальными и лживыми пропагандистскими лозунгами, прикрываясь которыми теперешнее кремлёвское руководство пытается проводить свою неоколониальную политику. И то, что вышеупомянутое наследие используется сегодня как инструмент пропаганды и манипуляций общественным сознанием, для оправдания братоубийственной агрессии против соседнего славянского народа, выглядит ничуть не лучше гитлеровской агрессии против Австрии и Чехословакии в 1938 году. Тогда фашистские войска вторглись в эти страны тоже под предлогом «защиты проживающего там немецкоязычного населения». Кто не знает, что было потом?…

Человечество давно миновало имперскую стадию. Сегодня это — аттавизм, пережиток истории. Существует масса англоязычных, испаноязычных и франкофонных стран. Однако Франция не пытается по новой захватить Алжир, Мали или Серра – Леоне, Англия не вторгается в Индию, Нигерию или ЮАР, и не посылает «зеленых человечков» в США, чтобы «протянуть руку помощи» какой – нибудь «Канзасской Народной Республике», а Испания не торопится «освобождать» Латинскую Америку.

Безусловно, существует множество межнациональных, религиозных, культурных и лингвистических проблем. Однако современной цивилизацией наработано немало методов их мирного, толерантного разрешения. Захват территорий чужих суверенных государств не имеет к этому никакого отношения.

– В Беларуси сложилась парадоксальная национальная и языковая ситуация. По данным переписи населения Беларуси 2009 года, 785 тыс. человек, или более 8% населения, отнесли себя к русским; за 10лет численность русских уменьшилась на 356,6 тыс. человек (на 31%). С другой стороны, 23% жителей Беларуси, или 2 млн. 227 тыс. человек, используют для общения белорусский язык, а на русском языке обычно разговаривают дома 6 млн. 673 тыс. человек — 70% населения. Может ли использовать Россия эту ситуацию для «защиты» русскоязычных белорусов?

– Трудно угадать ход мыслей кремлевских стратегов. Безусловно, реальных причин, по которым надо «спасать русских» в Беларуси, не существует. Наоборот, в экстренном спасении нуждается белорусский язык, который, благодаря «братской» помощи нашего восточного соседа, а также стараниями местных «манкуртов», взращенных в результате последовательной многовековой политики русификации, находится сегодня на грани исчезновения. Тем не менее, даже редкие и робкие попытки беларуских властей, направленные на поддержку своего языка, вызывают недовольное визжание радетелей «русского мира» с востока. Как это случилось, например, после того, как перевод названий станций минского метро выполнили белорусской латинкой. Хотя, казалось бы, какое их дело?.. Однако все эти рассуждения в духе формальной причинно – следственной логики вряд ли применимы в ситуации, где работает принцип — было бы желание «спасать», а повод для «спасения» всегда найдется.

– Путин использует концепцию «русского мира» для обоснования российского вторжения в Украину, для возрождения российской империи. Как говорят, цель оправдывает средства. Какая роль и место в новом «русском мире» уготованы Беларуси?

– Похоже, что Беларуси в этом раскладе уготована роль эдакого образцово – показательного колхоза. Типа тех, что создавались в 30-е годы сталинскими пропагандистами на границах СССР, чтобы агитировать за советский строй. Конечно, это сравнение очень условно. На деле всё гораздо сложней и многообразней. Однако очевидно, что, несмотря на строптивый нрав теперешнего белорусского руководства, Кремль был бы не прочь распространить такую же степень своего влияния на все страны, входившие когда – то в состав Российской империи.

– Многие эксперты удивляются, что возрождение российской империи Путин начал с Украины, а не с толерантной Беларуси, полностью зависимой от Москвы и экономически, и политически. Действительно, аншлюс Беларуси обошелся бы гораздо дешевле, стремительнее и куда меньшей кровью…

– Очевидно, сегодня Кремль устраивает степень контроля, которую он установил над Беларусью. Вторжение в Украину началось, как известно, после того, как люди там скинули Януковича, который отказался подписать договор об ассоциированном членстве Украины с ЕС. А потом украинская Рада приняла закон о государственном статусе украинского языка. То есть, когда украинцы пожелали жить в своей стране так, как они считают нужным, а не так, как желает кремлевское руководство. Если бы в Украине остался управляемый и зависимый от Кремля президент, то и вторжения никакого не было бы. Всё и дальше решалось бы тихо, мирно, и подковерно.

– Ощущают ли белорусы угрозы, которые несет «русский мир» их личному существованию и существованию независимой Беларуси?

– Я бы и тут не стал отделять белорусов от жителей других европейских стран. Весь мир находится сегодня в опасности в связи с курсом на реанимацию империи, который избрало российское руководство. Большую тревогу вызывает также нагнетание имперской истерии в общественном сознании россиян. Это заставляет вспоминать о печальных событиях и многомиллионных человеческих жертвах, к которым привели аналогичные коллективные помутнения разума в прошлом столетии. Поэтому общая задача — помочь нашим восточным соседям образумиться, пока не поздно.

– НИСЭПИ объявил, что более 25% респондентов готовы взять оружие в руки, если произойдет вторжение в Беларусь войск НАТО или Россия захочет присоединить территорию страны по примеру Крыма. Однако между намерением и реальными действиями всегда лежит огромная пропасть. Готовы ли белорусы реально защищать себя и страну с оружием в руках?

-А куда деваться? Слухи о белорусской «памяркоўнасці» и толерантности сильно преувеличены. Белорусы — народ затятый. Уверен, найдутся и те, кто станет под знамёна сопротивления агрессору, и лидеры.

– Судьба Украины заставила Лукашенко иначе посмотреть на своего главного и единственного союзника – Россию. Как оказалось, грань между союзником и врагом оказалась размытой. Осознал ли Лукашенко угрозы, исходящие из Кремля? Делает ли белорусский правитель конкретные шаги для предотвращения «русской угрозы»?

– Судя по всему, на заре своей президентской карьеры наш руководитель сам лелеял мечту о кремлёвском троне. Именно для этого создавались все эти разнообразные союзные образования и подписывались интеграционные договоры. Теперь, когда эта мечта растаяла, как дым, он взял на себя роль радостного охотника, поймавшего в дружескую охапку российского медведя. И старается, как в еще одной русской сказке о мужике и медведе, при дележе общего урожая, подсовывать этому могучему, но простодушному животному вершки, когда речь идет о корнеплодах, и корешки, когда речь идёт о зерновых. Что может произойти, когда такая сказка станет былью, и русский медведь по-настоящему проголодается, угадать не сложно. Думаю, и белорусский руководитель на этот счёт тоже не заблуждается. И рад бы сделать какие-то конкретные шаги для предотвращения угрозы. Да только, как в той первой присказке — «медведь не пускает».

– Самым адекватным и очевидным ответом на «русскую угрозу» является рост национального самосознания белорусов. Объединение нации перед лицом общей угрозы могло бы стать той самой национальной идеей, способствующей единению нации. Почему же Лукашенко не шевелится?

– Об этом, конечно, лучше было бы спросить у самого Лукашенко. Думаю, и он, и очень многие представители теперешней правящей элиты используют пророссийскую риторику не по каким – то искренним внутренним убеждениям, а в силу конъюнктуры, образовавшейся за несколько столетий существования в условиях колониальной зависимости. Ибо это всегда было гарантией карьеры и успеха. И наоборот, стремление возрождать родной язык и историческую память своего народа были чреваты самыми разнообразными неприятностями. Так что теперь наша номенклатура оказалась перед драматическим выбором: с одной стороны — жизненная необходимость консолидации вокруг национальных культурных ценностей, а с другой — угроза получить за это по карку от «большого старшего брата». Очевидно, что последние события помогли белорусскому руководителю многое понять и переоценить. Однако все его предыдущие решения и поступки свидетельствуют о том, что этот политик руководствуется в своих действиях не столько моральными ценностями или убеждениями, сколько целесообразностью. Так что и в будущем его «шевеления» будут зависеть от общего развития событий.

– Переживет ли независимая Беларусь президентскую кампанию 2015 года?

– Цена расплаты за кровавую авантюру в Украине становится всё очевидней и для кремлевского руководства, и для простых россиян. Так что вряд ли Кремль будет создавать себе новые проблемы и предпринимать какие – то усилия по свержению А. Лукашенко во время президентской кампании 2015 года. И тем более наш восточный сосед не станет поддерживать каких – то альтернативных кандидатов, которые могут развернуть Беларусь в сторону Европы.

Однако не стоит надеяться, что это принесет белорусам какое-то облегчение. Скорее всего, наши восточные соседи и дальше будут действовать по отношению к нашей стране, руководствуясь своей старой византийской политикой. Будут стараться постепенно отжимать себе нашу собственность, нашу землю, уничтожать наш язык, стирать историческую память и национальное самосознание. Ясно видна и конечная цель этой политики в гуманитарной сфере — окончательно зачистить массовое сознание белорусов, превратить их в апатичную и покорную массу, которая равнодушно и спокойно отреагирует на присоединение их страны к империи. Безусловно, все это — утопия, на которую, однако, Кремль выбрасывает немалые ресурсы.

В свое время советская империя выбрасывала ещё большие ресурсы, обеспечивая безбедное существование активистам компартий и поддерживая лояльные режимы в многочисленных странах мира. Всем известно, чем закончилось это «расширение сферы влияния». Как видно, теперешним кремлевским руководителям этот урок не пошёл впрок.

По материалам: charter97


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи