Как на российской экономике скажутся ограничения в отношении нефтяной компании PDVSA.
Власти США ввели санкции против государственной нефтяной корпорации Венесуэлы PDVSA. Фактически речь идет о запрете поставок главного экспортного товара страны – нефти – в США. Санкции хоть напрямую и не касаются России, но влияние все же окажут, полагают аналитики, пишет ВВС.
Санкции запрещают американским компаниям проводить сделки с PDVSA. Американская “дочка” венесуэльской компании – Citgo Petroleum – продолжит работать при условии, что заработанные ею деньги не будут направляться в PDVSA, а останутся на счетах в США.
Советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон заявил, что США заблокируют 7 млрд долларов активов PDVSA, потери экспортных поступлений составят еще более 11 млрд долларов.
Лидер оппозиции Венесуэлы Хуан Гуайдо, который объявил себя новым президентом страны и которого поддерживают США, заявил в интервью Wall Street Journal, что его временная администрация благодаря действиям США сможет получить доступ к активам на 500 млрд долларов.
В свою очередь Николас Мадуро заявил, что уже дал поручения руководству PDVSA принять меры по защите имущества и активов, в том числе в судебном порядке.
Напрямую эти санкции России не коснутся. Но влияние на российскую экономику все же возможно, говорят Би-би-си опрошенные аналитики.
Санкции против PDVSA, фактически останавливающие поставки венесуэльской нефти в США, “это прямой удар не только по Мадуро, но и по интересам России, которая, скорее всего, столкнется сейчас с неплатежами по выданным кредитам”, пишет в своем блоге директор аналитического департамента “Локо Инвест” Кирилл Тремасов.
Сейчас долг Венесуэлы перед Россией составляет 3 млрд долларов, заявил 29 января заместитель министра финансов России Сергей Сторчак. Чиновник допустил проблемы с обслуживанием этого долга. “Все зависит сейчас от армии, от военнослужащих, насколько они будут верны своему долгу и присяге. Другую оценку трудно дать, невозможно”, – цитирует слова Сторчака агентство ТАСС.
Венесуэла согласно договоренностям платит по российскому кредиту два раза в год – в сентябре и марте. Следующий платеж в 100 млн долларов от страны должен поступить в марте этого года. Просрочек Венесуэла не допускала, уточнил Сторчак.
“Суверенный заемщик не платит либо когда не хочет, либо когда не может. Не может – это дефолт, не хочет – это политика”, – заявил Сторчак.
Позже пресс-служба минфина выпустила заявление, согласно которому они ожидают платеж по долгу в конце марта.
Под давлением США концентрация экономических рисков в Венесуэле будет лишь возрастать, а приход к власти оппозиции может стать “разрядкой”, так как тогда США могут снять санкции, соглашается главный аналитик “БКС Премьер” Антон Покатович.
Рейтинговое агентство Moody’s в марте снизило рейтинг Венесуэлы до уровня C – преддефолтного уровня. Одной из основной причин снижения стало падение доходов от добычи нефти.
S&P снизило рейтинг Венесуэлы в ноябре 2017 года до дефолтного уровня. В последнем отчете агентства по стране от мая 2018 года говорится, что страна страдает от гиперинфляции, экономического кризиса и разрушения институтов. В агентстве полагают, что Венесуэла не сможет в будущем платить по части своих долгов.
У S&P есть отдельный отчет по PDSVA, у которой также дефолтный рейтинг. В агентстве сообщили, что компания не может выплатить купоны по целому ряду долговых бумаг. В агентстве сомневаются, что компания, у которой не хватает ликвидности, в будущем сможет расплатиться по своим долгам. Тем более что добыча нефти находится на исторически низком уровне.
Добыча нефти в 2018 году в Венесуэле оказалась на самом низком уровне за последние 28 лет, сообщал в начале января Блумберг.
Венесуэла ранее была зависима от экспорта в США, но сейчас свою роль играют поставки в другие страны, например, в Китай и Россию, говорит ректор РЭШ Рубен Ениколопов. Это подтверждают данные министерства энергетики США: если в январе 2009 года США импортировали из Венесуэлы почти 42 тысячи баррелей нефти, то в январе 2018 года уже чуть более 16 тысяч, а в октябре – 17,6 тысяч. Это последние доступные данные.
Но и тогда есть риски невозврата долгов: нефтяная отрасль будет еще несколько лет восстанавливаться, а “при погашении своих долговых обязательств республике придется сводить концы с концами”, – сказал аналитик Би-би-си.
Россия уже дважды реструктурировала кредиты Венесуэле на фоне экономического кризиса в стране. В первый раз это произошло в сентябре 2014 года, а затем в ноябре 2017 года. Тогда долг был реструктурирован на 10 лет.
Будет ли влияние на “Роснефть”
У “Роснефти” есть совместное предприятие с PDSVA – Petromonagas. С предприятия нефть в основном идет в Россию и в Индию, то есть санкции США его не затрагивают.
У “Роснефти” есть лицензия на разработку месторождений Патао и Мехильонес на шельфе Венесуэлы сроком на 30 лет. Компания имеет право экспортировать газ из страны.
На бизнес в Венесуэле приходится всего 2,5% выручки компании, посчитал Георгий Ващенко из “Фридом Финанс”.
В 2014 году “Роснефть” выдала PDVSA 6,5 млрд долларов в качестве предоплаты за поставку нефти. На 30 сентября прошлого года, согласно отчетности российской компании, долг составлял 3,1 млрд долларов. Часть акций Citgo находятся в залоге у “Роснефти” в качестве обеспечения по этому долгу.