Хорватский генерал Слободан Праляк, обвиненный в военных преступлениях во время войны в Боснии и Герцеговине, выпил яд прямо в зале суда.
Очередное заседание Гаагского трибунала по бывшей Югославии превратилось в шекспировскую трагедию. Хорватский генерал Слободан Праляк выпил яд прямо в зале суда и через три часа умер в больнице.
Самоубийство он совершил в знак протеста против решения суда – за военные преступления военного приговорили к 20 годам.
Хорватский эпизод
Праляк вместе с другими проходил по эпизодам, касавшимся существования самопровозглашенной Хорватской республики Герцег-Босна. Она была создана в 1991 году на территории Боснии и Герцеговины, а ее руководство проводило этнические чистки против боснийцев и сербов.
Лично Праляка, который был одним из командиров вооруженных сил Герцег-Босны, обвинили в нарушении Женевской конвенции (9 пунктов), нарушении законов и обычаев ведения войны (9 пунктов) и преступлениях против человечности (8 пунктов).
Генерала признали виновным в принудительном выселении, депортации и перемещении в концентрационные лагеря боснийских мусульман в около 30 муниципалитетах Боснии и Герцеговины. Кроме того, ему ставят в вину подрыв моста XVI века в городе Мостар – памятника архитектуры боснийцев.
Существование Герцег-Босны поддерживалось Хорватией и ее первым президентом, покойным Франьо Туджманом. Конечной целью было присоединение самопровозглашенного государства к Хорватии.
Обвинения против Праляка и еще пяти лидеров Герцег-Босны выдвинули в 2004 году. В Гаагском трибунале они появились в 2006 году. Процесс длился долгих семь лет. Только 29 мая 2013 года Праляка и других осудили на различные сроки.
Генерал получил 20 лет тюрьмы – не самый большой срок среди шестерых. Ему на то время был 61 год.
Праляк и другие пять фигурантов судебного разбирательства не согласились с приговором и подали апелляцию. Именно решение по ней как раз объявлялось 29 ноября. Суд не прислушался к большинству аргументов обвиняемых и оставил в силе предыдущий приговор.
Ядовитая бутылочка
Слободану Праляку Гаагский суд объявлял приговор третьему из фигурантов. Когда генерал услышал, что апелляция отклонена и он будет сидеть 20 лет, он встал и заявил: “Я не являюсь военным преступником, я отвергаю ваш приговор”. После этого он выпил что-то из маленькой бутылочки, и заявил, что это яд.
После этого судья сразу же прервал заседание, вызвали “скорую”. Через пять минут на крыше суда уже приземлился медицинский вертолет и Праляка отправили в больницу в тяжелом состоянии. Там он впоследствии и умер.
Остается вопрос, как он смог пронести яд в зал суда. Его защитник, что интересно, сразу же заявил, что выпитая жидкость – именно яд, то есть, возможно, он заранее знал о намерениях подзащитного .
Какой именно яд использовал Праляк, пока не известно, это установят после экспертизы его содержания.
Наследство Праляка
Пока шел суд в Гааге, Праляк успел написать и издать 18 книг о войне в Боснии и Герцеговине. Они базируются на документах времен войны и в основном рассказывают о военных преступлениях против хорватов боснийцев.
Во время судебного разбирательства трибунал в Гааге потребовал от Праляка возмещения за использование защитника на сумму 3,3 млн евро. Оказалось, что генералу принадлежит собственность на общую сумму 6,5 млн евро.
Сам Праляк настаивал, что на его имя не существует никакой собственности, все бизнес-компании записаны на сына. В основном его состояние сосредоточено в Загребе – два бизнес-центра, гостиница, подземный гараж, ресторан, компания по транспортировке грузов по речным портам.
Также есть данные, что у Праляка есть собственное судно, хотя он и сам не знал точно его модель. Также ему в качестве совладельца принадлежала табачная фабрика в Любушках (Босния и Герцеговина).