Последние новости
17 января 2025
16 января 2025

Свой Зеленский: Ургнат или Галустян – кто следующий президент России? – журналист

no image

Максим Галкин, Филипп Киркоров, Эмин Агаларов и другие звезды российской светской хроники очень радостно отреагировали на избрание комика Владимира Зеленского президентом Украины.

Чего в этом больше: искреннего восхищения коллегой по профессии, взлетевшим так высоко, или прозаической надежды, что новый президент вновь разрешит “чёс” по Украине российским исполнителям, — не знаю. Скорее всего, оба мотива тут присутствуют, – пишет Константин Эггерт для Сноб. – Звезды массовой культуры защищены от гнева Кремля не только возможностью прикинуться наивными аполитичными комедиантами: “А что, нельзя было? Мы вместе с Володей не раз в Одессе и Николаеве выступали”. Их прикрывает, как броня, всенародная любовь, по сравнению с которой меркнут рейтинги Путина.

В этом смысле победа Зеленского представляет для Кремля серьезную тему для размышлений. Мемы с Мишей Галустяном, появившиеся в сети буквально через пару часов после звонка Петро Порошенко Зеленскому с признанием поражения, — не такая уж и глупая шутка. Уверен, что метафорический кандидат “Ургант Максимович Галустян-Галкин” вовсе не беспочвенная фантазия блогеров.В России, как и в Украине, есть министры, депутаты и губернаторы. Но назвать их политиками не поворачивается язык. Большая часть этих фигур — пешки.

И вот, с моей личной точки зрения, почему. В Украине за почти тридцать постсоветских лет появился профессиональный политический класс — сильно коррумпированный, не очень принципиальный, много суетившийся на телеэкранах. Но это один из главных признаков того, что с момента первой мирной и бесконфликтной передачи президентской власти от Леонида Кравчука Леониду Кучме в 1994 году страна эволюционировала в сторону демократии.

Начиная с 2004 года несколько попыток команды Виктора Януковича повернуть этот процесс вспять потерпели крах. Избрание Владимира Зеленского знаменует собой поражение всего постсоветского политического класса, которому украинцы отказали в доверии. Они хотят перемен, и этот запрос, хотя и кажется просто нытьем про маленькие зарплаты и ворующих мэров, революционен.

Самые обычные украинские граждане, обладающие очень схожим с россиянами опытом, теперь считают политиков своим слугами, которым они вольны указать на дверь. Да, значительная часть старого политического класса переоденется-переобуется и вернется. Но радикальный урок обновления и опытные, и начинающие политики Украины уже усвоили. Зеленский, судя по результатам выборов, реально объединивший страну, символизирует собой надежду граждан не столько на конкретные преобразования, сколько на то, что их полюбят, к ним прислушаются, станут к ним ближе.Казалось бы, что общего в этом смысле у Украины с Россией? Похожий на украинский политический класс постепенно складывался и в ельцинскую эпоху, пока Владимир Путин его не вырубил почти под корень. Кого-то посадили, кого-то изгнали, большую часть кооптировали и коррумпировали. В России, как и в Украине, есть министры, депутаты и губернаторы. Но назвать их политиками не поворачивается язык. Большая часть этих фигур — пешки.

Единственное, что роднит их с украинскими коллегами, — полное недоверие к ним людей. Правящая “Единая Россия” катастрофически теряет позиции. Судя по опросам общественного мнения, граждане начинают испытывать недоверие не только к пешкам, но и к околокремлевским и кремлевским “тяжелым фигурам”. Никаких способов остановить это падение доверия — за исключением новой войны — у властей нет.

В теории политический класс мог бы попытаться обновить сам себя изнутри, за счет появления новых Горбачева — Шеварднадзе — Яковлева — Ельцина, которые бы вдруг “прозрели” и бросились срочно менять страну. Но КПСС была политической организацией и порождала, соответственно, политиков, пусть и не западного, демократического типа.Нынешняя система принципиально не допускает политической самостоятельности ни у кого, кроме, по сути, одного человека. Так что никаких спасителей обитатели элитных поселков по Рублево-Успенскому шоссе из своей среды не выпестуют. Это относится и к думским партиям — фейковой оппозиции (за исключением, возможно, отдельных коммунистов-регионалов).

Так называемая несистемная оппозиция слаба и пока слишком настроена на постепенное восхождение к власти — через местные выборы. Единственного политика общенационального уровня Алексея Навального власть давно держит в очень узком коридоре, из которого выйти чудовищно трудно.

Не без помощи кремлевской пропаганды он постепенно становится в глазах многих профессиональным борцом с коррупцией других профессиональных политиков. Кремль сознательно способствует этому. В стране, где коррупция является одним из важнейших инструментов власти, ее даже устраивает месседж “Все вокруг воруют!”. С точки зрения политического режима, он порождает цинизм и гражданскую пассивность.

Зато запрос на “любящих, понимающих, заботящихся о людях” несистемных политиков разлит в воздухе. На горизонте — выборы в Государственную думу в 2021 году. Это совсем скоро. Представьте себе телевизионные дебаты Вячеслава Володина и, скажем, Ивана Урганта и задумайтесь, кто в них победит. У меня нет никаких сомнений, что любой известный шоумен, который по определению умеет говорить с самыми разными людьми, положит на обе лопатки любого депутата парламента. И не только депутата, но даже… Нет, промолчу.То, что сегодня ни одна заметная фигура не из мира политики не выразила желания последовать по стопам Зеленского, ровным счетом ничего не значит. Рано, да и предложений пока нет. Но любая политическая сила сегодня изучает украинский опыт, потому что запрос на новизну и человечность придется удовлетворить, и довольно быстро. Эту идею может попытаться перехватить Кремль.

Однако опереться на по-настоящему популярного аутсайдера там побоятся, потому что боятся людей с независимым авторитетом вообще. У оппозиции в этом плане намного больше шансов создать коалицию с неким народным героем во главе. Важно, чтобы этого захотел потенциальный герой. Знать бы еще, кто он.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи